Казахская письменная литература. Абай кунанбаев - основоположник казахской литературы Как характеризуют эти цитаты поэта

Дата : 25.02.2011

Класс: 5 «А, Б,В»

Предмет : Рассказы по истории Казахстана

Тема: «Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы»

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев.

Ни в раннем, ни в позднем периоде истории

казахов не известно имя поэта,

превосходящего его по величию духа».

Ахмет Байтурсынов

Цели урока:

Образовательная – сформировать знания об основных фактах биографии Абая;

Развивающая - развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной, анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная - вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности;

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:

1. Словесный – рассказ

2. Наглядный - презентация

3. приемы критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»

4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: поэт, философ, медресе, слова-назидания

Методы контроля: фронтальный опрос

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1. Презентация, включающая в себя: портреты Абая, рисунки, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Абая, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни поэта

2. слова - назидания

План урока

1. детство Абая

2. творчество

3. произведения

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем об Абае? »

анализируя их ответы, выход на тему урока

Информационно - аналитический блок.

Изучение материала начинаем с анализа цитаты Жамбыла:

Что это? Абая ли это портрет?

Умом и отвагою равно велик,

Аргын и найман удивились ему,

С досадою гений из мира ушел.

Как характеризуют эти цитаты поэта?

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему. Постановка целей и задач урока

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2.1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения?

2.2. Решение тестов по карточкам

2.3. Историческая дуэль. (3 человека), 2 человек соревнуются, третий-секундант

Закрепление по теме, итог, выводы

Рассказ о жизни Чокана

3. Изложение нового материала

3.1 Применение метода критического мышления, направленный на развитие аналитического мышления: Слайд № 2 «Кластер»

Каких ученый мы уже знаем?

Работа на доске

Абай

В тетради записывают тему урока

3.3 Работа с интерактивной доской.

Развитие аналитического мышления, устной речи учащихся

Слайд № 3 Анализа цитаты

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...

А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Читают, анализируют

3.4 Словесный метод- рассказ.

Внимание на слайд № 4. Портрет, годы жизни

казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы. Настоящее имя - Ибрагим но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), закрепилось за ним на всю жизнь.

Какие слова показались незнакомыми?

Слайд № 5, 6 (карта Казахстана)

3. 5 Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинской области (по нынешнему административному делению Восточно-Казахстанская область) в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева).

3.6 Слайд - 7

Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка - Зере

3. 7 Слайд № 8

Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.

3. 8. Слайд № 9

Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил, И. Гете и Дж. Байрона.

3. 9 Слайд № 10

3. 10 Слайд № 11

3. 11 Слайд № 12

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы . Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт

3.12. Работа со словами. Какие наставления вам запомнились больше всего, почему?

3. 13 Итог. Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

Слайд № 13. анализ цитаты. Проанализируйте и докажите, что Абай - действительно не превзойденный поэт.

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа».Ахмет Байтурсынов

Запись в тетради

Запись в тетради

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Работа с литературой, анализ

4. Закрепление материала

Слайд № 13

4. 1 Ответы на вопросы

1. Кто был Абай Кунанбаев?

2. Когда и где родился Абай?

3. Назовите настоящее имя Абая

4. Назовите родителей Абая

5. Где получил начальное образование Абай?

6. Произведение чьих поэтов читал Абай?

7. В каком году и где открылась первая публичная библиотека, которую посещал Абай?

8. Сколько произведений создано Абаем?

9. К чему Абай призывал в своих произведениях?

10. Произведения чьих поэтов и писателей Абай переводил на казахский язык?

11. В каком году умирает Абай?

Ответы на вопросы, с помощью учебника и тетради

5. Объяснение домашнего задания

СЛАЙД № 14

37, вопросы, проанализировать слова, назидания

1 ряд – 4, 15

2 ряд - 18, 29

3 ряд - 32, 44

6. Рефлексия

Слайд № 15

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ, ЧТО…

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ТАК И НЕ ПОНЯЛ, ЧТО…..

6. Выставление оценок за урок

АХМЕД РИЗА

· Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…

· Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум.

· Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.

· Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.

· Безвреден кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.

· Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.

· Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце - от него не убежишь; сгустятся тучи над головой - его не найдешь.

· Пустая молодость - беда.

· Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

· Лентяй всегда ханжа и лицемер.

· Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.

· Худший человек из числа людей - это человек без стремлений.

· Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

· Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты - сын человека.

· Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.

· Кто отравил Сократа, сжег Жанну д" Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.

· Человек - дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.

· Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.

· Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель - один ты сам.

Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Отметьте на контурной карте территорию расселения племени аргиппеев. Расскажите об археологических памятниках аргиппеев.

Ответ:

1. Абай – основоположник казахской письменной литературы.
Абай занимает видное место в отечественной истории и литературе. Он выступил основоположником национальной письменной литературы. Поэзия, назидания поэта оказали самое положительное воздействие не только на современников, но и на

последующие поколения. Именем Абая названы улицы и населенные пункты в Казахстане. Его имя носят Алматинский национальный педагогический университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. В честь поэта установлены памятники в Казахстане и России. В вузах Казахстана проводятся ежегодные международные и республиканские конференции. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года Годом Абая. В последние годы на базе ведущих зарубежных вузов стали открываться центры науки и культуры им. Абая.

2. Освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. Начало освоения было после Февральско-мартовского пленума ЦК КПСС 1954 год. Это была идея правительства. В Казахстане развернулось массовое строительство жилых домов, объектов культуры, появились новые промышленные предприятия, были проложены миллионы километров автодорог. На целинных просторах выросли сотни совхозов с необходимой инфраструктурой. Только в 1954 году было построено свыше 120 новых совхозов. В определенной степени улучшилось продовольственное снабжение населения. Распашка миллионов гектар земли, массовое строительство поселков резко сократило объемы пастбищных и сенокосных угодий. К негативным последствиям целины относятся закрытие казахских школ, перевод сельских казахских детей в школы-интернаты, увеличение некоренного населения, а также изменение местных топонимов.

3. Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганыБирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

Билет № 10

1.Абай – основоположник казахской письменной литературы.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери .

Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе . Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка. Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью . Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей. Одна из заслуг Абая – основоположник письменной казахской литературы. Его произведения «Гаклие», «Лето», «Искандер», «Сказание об Азиме», «Кара сөз». Перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. 1909г. в Казане был опубликован под редакцией Бокейханова сборник стихов.


2. Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Минусы. Последствия целены: освоение целины проходило без надлежащего научного основания, научная подготовка не проводилась. На ряду с честными тружениками приехало не мало людей стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения ГОСсредств. Изменилась демографическая ситуация и ухудшилось положение казахского языка и культуры. Распашка огромных территорий привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи га земли изымались для застройки населенных пунктов. Нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов. Нарушен экологический баланс. Усилилось эрозия почв. Выветривался гумус. Чтобы скрыть провал планов 6 пятилетки была запланирована семилетка. Целена была экологически не рациональна, не целесообразна, социально не эффективна.

Плюсы . На время лишена


01:03 29.07.2015

Он шел вперед своим путем

Поэт, писатель, общественный деятель, композитор, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик Абай принес казахскому народу новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы.

Родился он 29 июля 1845 года в урочище Жидебай Семипалатинской губернии в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева. Его прадед Иргизбай и дед Оскенбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Настоящее имя Абая - Ама Ибрагим, но прозвище Абай, данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь.

С 10 до 12 лет Абай учился казахской грамоте в степи. В 12 лет поступил в медресе семипалатинского муллы Ахмед-Ризы. Находясь у него, 14-летний Абай посещал русскую приходскую школу. Несмотря на свой столь юный возраст - 15 лет, вернувшись на степную землю, стал одним из помощников своего отца, влиятельного вожака казахских родов. К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора, первого знатока народной жизни, его юридических обычаев, знал на память многочисленные решения разнообразных дел знаменитых биев и представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов, созданных мудрецами казахской степи.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей: Алишер Навои, Низами, Фирдоуси, Физули, Ибн Сина, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гете и Байрона.

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи "Көзімнін қарасы" ("Ты зрачок глаз моих", перевод Марии Петровых, 1891 г.) стала народной. Это чудесная песня-боль, песня-любовь, песня-тоска, значение и смысл которой так понятны, когда читаешь роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая".

К передовой русской культуре

Всесторонне эрудированный, культурный человек своего времени, Абай в русском народе видел воплощение идеала единства разума и труда, гуманности, нравственной чистоты и образованности. Не только отдельные выдающиеся представители России, но и в целом весь русский народ, по мысли Абая, его научно-технические и культурные достижения являются предметом подражания для казахского народа. Он считал, что единственный верный путь просвещения народа - это изучение русского языка и усвоение лучших достижений русской культуры. В "Двадцать пятом слове" своих моралистических назиданий он писал: "Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык - значит открыть глаза на мир.

Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне….

Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа…

Путь, который я предлагаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сначала в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это требуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из него вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам, и не будет от него благо народу. Вечный страх перед Всевышним и вечный стыд перед людьми тебе за такого сына".

Слова поэта-просветителя стали спутником народа в его радости и горе. Казахи полюбили эти слова, верили ему как слову мудрого заступника своего.

Особая заслуга Абая состоит в том, что он одним из первых на востоке так действенно распространял русскую культуру, своими переводами пропагандировал бессмертные произведения русских писателей. Огромное влияние на Абая оказал русский баснописец Иван Крылов. Большинство крыловских афоризмов благодаря мастерским переводам Абая вошли в состав казахских поговорок, изречений.

Абай написал около 170 стихов. Он, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами, ввел новые стихотворные формы: восьмистишие и шестистишие и другие.

"Быть сыном человечества"

Забота Абая о доброжелательном и сочувственном отношении людей друг к другу в общечеловеческом масштабе основывается на том, что все они дети человечества, а человек не может не общаться, не учиться и не оказывать помощь друг другу. Поэтому он в "Словах назидания" пишет, что истоками истинной дружбы между народами и нациями являются честность, сознательность и сострадание. Если человек не отделяет себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то это уже говорит о нем как о сознательном и честном человеке.

В связи с этим представляет немалый интерес "Второе слово" назиданий Абая, в котором говорится об ошибочности представлений среди некоторой части казахского населения об узбеках: "В детстве я, - пишет Абай, - не раз слышал о том, как казахи смеялись над узбеками… Теперь я вижу: нет плода, которого сарт не получал, выпрашивая его умело, не найти страны, где бы сарт не побывал торгуя, нет просто вещи, которую бы он не мог смастерить. За полезными хлопотами им недосуг выслеживать друг друга, поэтому они и дружнее нас. Раньше ведь сарты и одевали казахов, даже саваны для покойников брали у них, щедро расплачиваясь скотом, которым иной отец жалел делиться с родным сыном. Когда же при-шли русские, сарты опять же опередили нас, переняв у русских их же ремесла. И несметное богатство, и истинная набожность, и сноровка, и учтивость - все можно найти у сартов".

Из этих высказываний видно, что Абаю были чужды националистическая узость и пренебрежение к другим народам. Питая к ним чувство уважения, он призывает свой народ принять все полезное, что имеется в их экономике и культуре, чтобы не отставать от них в своем развитии. При этом он не выпячивает национальных преимуществ казахов, наоборот, особо выделяет достоинства, положительные особенности, присущие другим народам. Как истинный патриот, свою основную задачу Абай видел не в восхвалении своего народа, а в разоблачении его пороков, мешающих социальному и культурному возрождению.

Такие определяющие национальные черты казахов, как гуманизм, доброта и щедрость души, входят в сокровищницу общечеловеческого нравственного богатства. Для любого народа эти человеческие чувства священны. Но феодальные раздоры и межродовая борьба казахов, несущие трудящимся бедствие и разорение, не отвечают общечеловеческим интересам. Поэтому Абай снова и снова советовал своим землякам, призывая их к единству, брать пример с соседних народов, где нет подобной вражды и раздоров.

Однако отсталые и реакционные слои общества, считая Абая изменником народа, враждебно отнеслись к его просветительской деятельности. Поэтому он, обиженный на свою судьбу, в 1892 году в своем "Девятом слове" назиданий, в частности, пишет: "… А если бы не любил, то не разговаривал бы с сородичами, не советовался бы, не доверял бы им свои сокровенные мысли. Просто не мог бы общаться с ними. И не было бы мне дела до того, что среди них происходит. Откочевал бы, чтоб с глаз долой. Но не смог я сделать этого".

Ключ к жизни

Абай, являясь продолжателем дела Чокана Валиханова, изучал произведения выдающихся представителей русской культуры, был знаком с русскими политическими ссыльными. "Человек, который познакомил меня с произведениями известных русских писателей-революционеров: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Белинского, Добролюбова и Писарева, был Микаэлис, - писал Абай. - Именно он сделал для меня больше, чем родной отец, открыв глаза на мир".

В отзыве Западно-Сибирского отдела Русского географического общества по поводу научной деятельности Е. П. Микаэлиса, данном 29 октября 1929 года, говорится: "Е. П. Микаэлис - крупный научный работник Западно-Сибирского края - открыл в казахской степи крупный поэтический талант в лице казахского поэта Ибрагима (Абая) Кунанбаева, воспитанием которого Микаэлис занимался в течение нескольких лет. В результате казахский народ в лице Кунанбаева получил блестящего поэта, талантливыми произведениями которого, оригинальными и перевод-ными (перевел на казахский язык басни Крылова, некоторые произведения Пушкина), зачитывалась вся степь".

Такие русские революционеры, как Микаэлис, ясно видевшие незавидное положение казахов, сочувственно отнеслись к стремлению Абая служить своему народу. Они помогали ему в самообразовании. Именно эти добрые русские люди, как ключ к жизни, открывшие Абаю глаза на мир, сыграли колоссальную роль в формировании его мировоззрения.

Период самостоятельного изучения творчества русских писателей явился вершиной в формировании мировоззрения Абая. Он также был достаточно знаком с античной литературой, систематически занимался философией, интересовался учением Дарвина.

Сподвижник

Шакарим Кудайберды-улы, ярко проявившийся в поэзии, прозе, переводческом деле, журналистике, философии, истории, теологии, генеалогии, считал Абая своим учителем. В ряде своих стихов он с болью и гневом пишет, как Абай подвергался гонениям, вплоть до избиения, как клеветали на него, порочили самыми гнусными способами.

А вот что пишет Абай о себе:
Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно.
Вот он, провал!
Полузнайка, я мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Я остальных мечтал за собой вести,
А они меня сами сбили с пути.
Я - один, а наглых невежд
не сочтешь,
И нелепые шутки ныне в чести.
Ни друзей у меня, ни любимой нет.
Я устало пою на исходе лет.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я
жизни рассвет!

Подавленный Абай отверг лечение, и 23 июня (6 июля) 1904 года на 58-м году жизни его не стало. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай вблизи Чингизских гор.

Осень 1931 года оказалась последней и трагической в жизни Шакарима. Его убили 2 октября, приписав преступление, которого он не совершал. Шакарим был похоронен рядом с Абаем.

К 150-летию Абая на месте захоронения двух великих поэтов был сооружен уникальный архитектурно-мемориальный комплекс "Абай- Шакарим". Они не только похоронены рядом как ближайшие родственники, но их объединяет и родство душ, родство творчества.

Валихан АЛИМХАНОВ, историк-краевед,
Мухаббат АЛИМХАНОВА

Класс 5 Дата

Тема: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

Цель: Дать сведения об основоположнике казахской письменной литературы

Задачи: Образовательная: Дать сведения жизнедеятельности Кунанбаева

Развивающая: Обогащая знания учащихся об ученых Казахстана, развить способности к самостоятельному поиску информации, анализу литературы.

Воспитательная: повысить интерес учащихся к знаниям, науке. На примерах жизни и деятельности Валиханова повысить у ребят человечность, любознательность, трудолюбие, духовность

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия:

Время: 45 мин.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

Какая основная причина восстания

В чем историческое значение восстания

Назовите руководителей как личности

Устный опрос

Какую роль сыграл его отец

Какие годы жизни Шокана

Какие поездки совершал и куда

  1. Объяснение нового материала

Абай– великий казахский поэт, философ, композитор, основатель казахской письменной литературы, первый ее классик. Он родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области. И дед Оскенбай, и прадед Иргизбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев\. Его отец Кунанбай был ага-султаном Каркаралинского уезда глубоко религиозным человеком, прозванный в народе Кунанбай кажы (ходжа) как человек, посетивший святые места в Мекке и Медине.

Первоначальное образование Абай получил у муллы и продолжил его в медресе Ахмет-Ризы. В медресе Абай учился три года, которые оставили глубокий след в его мировоззрении. Здесь он познакомился с сочинениями знаменитых поэтов Востока, овладел в совершенстве персидским, арабским языками. Он также учился несколько месяцев в русской школе. Но основные знания Абай получил посредством самообразования. Глубоко и тщательно изучал труды древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля. Как отмечал Мухтар Ауэзов поэтическое дарование Абая идет от трех источников. Первый – древняя казахская культура, второй – лучшие образцы восточной поэзии и культуры, и третий - русская и через нее европейская поэзия.

В произведениях Абая правдиво отражались мысли и чаяния казахского народа, реальная картина современной ему жизни. Творчество Абая обращено против невежества, двуличности, коварства. Он призывал молодежь к знаниям, к честному плодотворному труду на благо народа.

Абай – автор многочисленных лирических стихотворений, нескольких поэм и книг философской прозы. Он перевел на казахский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Гете, Шиллера, Мицкевича и других европейских классиков. Его стихи становятся очень популярными в степи, к нему приезжают акыны, певцы, композиторы, вокруг Абая создается социально-философская и литературная школа. Абай высоко ценил казахских поэтов и композиторов, своих современников: Биржана сала, Акана серы, Таттимбета.

Особенно любимыми казахской молодежью стали переводы Абая из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Письмо Татьяны», которое исполнялось, как народная песня. К нему сам Абай сочинил музыку.Сыновья Абая идут по пути отца, сочиняют стихи, он задает им темы на исторические сюжеты, посвященные народно-освободительной борьбе, о хане Аблае, Кенесары\, дагестанском борце с русским царизмом Шамиле.

Популярность Абая, завладевшего умами казахской молодежи, вызывает дикую зависть богатых невежд, бешеное их озлобление, проявляющее в самых грязных, коварных формах.Последние удары судьбы, связанные со смертью любимых сыновей Абдрахмана и Магауи, Абай не смог перенести. Он заболел, но не стал лечиться от недуга, фактически обрекая себя на гибель.Великий Абай был похоронен недалеко от своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор.

Рефлексия:

  1. что мы с вами повторили
  2. что нового вы извлекли из урока

Домашнее задание пр 37, стр 119-120 пересказ

Читайте также: