«Есть имена и есть такие даты…» А. Твардовский

Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Анализ стихотворения «Есть имена и есть такие даты» Твардовского

Александр Трифонович Твардовский – известный русский поэт. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след на судьбе автора и его творчестве. С 1941 года основной темой его творчества стала фронтовая тема, которая была очень дорога и близка Твардовскому. Автор был военным корреспондентом, наблюдал за многими кровопролитными сражениями. Поэтому поэт возвращался к этой теме не только в сердце и душе, но и в своё творчестве.

Александр Трифонович был вдохновлён образами своих товарищей, которые погибли на войне, защищая Родину. Он же вернулся с фронта живой и без единого ранения, за что он долго себя стыдил. Образы фронта и всего причастного к нему с годами не только не угасали в его творчестве, а становились ярче и реалистичнее.

Стихотворение «Есть имена, и есть такие даты» написано в 1966 году, оно приурочено к юбилею вторжения немцев в СССР. Есть события, которые невозможно вычеркнуть из истории и памяти, 22 июня 1941 года является такой датой. Именно в этот день были сброшены первые немецкие бомбы на советские города, началась страшная война. Твардовского печалил тот факт, что люди, благодаря которым многие остались живы, люди защитившие страну, уходят из жизни, унося с собой историю. По этой же причине Александр Трифонович считает, что имена двух вождей – Гитлера и Сталина навсегда останутся в истории.

Твардовский сердцем радел за свою Родину, в своих воспоминаниях и своём творчестве он постоянно возвращался к этой теме, прошлое не отпускало его. В своём стихотворении автор пишет по-настоящему проникновенные строки: «Мы в буднях перед вами виноваты, — не замолить по праздникам вины», автор считает, что невозможно жить с тем чувством и невозможно его изгнать, когда здоровый человек смотрит на калеку, вернувшегося с фронта, невозможно не испытывать чувство вины и стыда. Не возможно без слёз слушать рассказы детей войны о том, как они потеряли своих близких.

Твардовский жил со всеми этими чувствами всю свою жизнь. Он не побоялся взять для своего творчества такую страшную тему, он и не мог выбрать иную. Автор считал, что оправдать живущих ныне людей может только память о героях, благодаря которым они живы, благодаря которым кончилась война. И долг живущих ныне — это пройти свой путь с честью и достоинством, передать историю потомкам, с гордостью и чувством благодарности.

В творчестве А. Твардовского тема Великой Отечественной войны заняла центральное место с 1941 года, но и после возвращения из фронта поэт неоднократно обращался к трагическим событиям. Они совсем не тускнели в памяти мужчины. Его друзья и близкие говорили, что он стыдился того, что вернулся живым и невредимым, в то время как фронтовые товарищи оставили жизнь на поле сражения. В 1966 г. из-под пера А. Твардовского вышел стих «Есть имена и есть такие даты…». Оно посвящено 25-тилетию от начала кровавых событий.

Тема анализируемого стиха – вечные имена и даты, вечная память о Великой Отечественной войне. Автор утверждает, что есть страницы истории, которые невозможно стереть с народной памяти. В то же время он показывает, что в трагедиях виноваты мы сами.

Главные образы произведения абстрактные – это те самые незабываемые имена и даты. В обоих катренах А. Твардовский пытается ответить на вопрос, почему они вечно будут жить в человеческой памяти. Он считает, что под цифрами и буквами скрывается особая сущность. В некоторых строках поэт берет на себя ответственность и говорит от всего народа, употребляя местоимение «мы». Таким образом, он приобщает и себя к другим. В суете будних дней мы не помним о кровавых сражениях, о переломных исторических событиях. Поэтому А. Твардовский говорит, что мы «пред ними виноваты». Вспоминается все только во время праздников, но этого недостаточно для искупления вины.

Во втором куплете стиха «Есть имена и есть такие даты» автор ведет речь потомках. Александр Твардовский верит, что славословья не смогут затмить святую память о былом, и она будет передаваться из поколения в поколение. Потомки могут забыть своих предков, но имена и даты, освященные подвигами и любовью к Родине должны жить в них вечно.

Образ лирического героя практически не проявляется, но читатель может понаблюдать за его настроение и отношением к священным датам. Он говорит о них с трепетом и уважением, пытаясь передать такое отношение и потомкам.

Главное художественное средство в анализируемом стихе – метафора. Метафоричные образы – даты и имена: «они нетленной сущности полны», «не заглушить их памяти святой». Также метафоры употребляются для донесения идеи: «славословья музыка громкая», «нас оставят за чертой». Выразительности сказанному придают возвышенные эпитеты: сущность «нетленная», память «святая».

Несмотря на торжественность повествования, композиция стихотворения А. Твардовского очень проста. Оно состоит из двух катренов с перекрестной рифмой. Написано произведение пятистопным ямбом, что подчеркивает торжественное, возвышенное настроение. Интонация стиха ровная, без восклицаний и вопросов, гармонично сочетается с содержанием.

Стихотворение А. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» удивляет сочетанием лаконизма и глубокого смысла. Поэт сумел доказать, что славословье и длинные речи – лишнее тех событий, которые навеки запечалились в памяти и на страницах истории народа.

А. Т. Твардовский - стихотворение «Есть имена и есть такие даты…».

Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объек­тивно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом - судом духовным. Это человек большой совести, чес­тности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться кра­сотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмерт­на. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны гром­кие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью. Однако погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памяти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины…».

Анализ стихотворения Есть имена и есть такие даты

4.9 (97.65%) 17 vote[s]

Здесь искали:

  • есть имена и есть такие даты
  • есть имена и есть такие даты анализ

На этой странице читайти стихи «Есть имена и есть такие даты...» русского поэта Александра Твардовского , написанные в 1966 году.

Есть имена и есть такие даты...

Есть имена и есть такие даты,- Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты,- Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой. И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой.

1966

Русская советская поэзия.
Под ред. Л.П.Кременцова.
Ленинград: Просвещение, 1988.

Темы стихотворения

Другие стихи Александра Твардовского

Выберите стихи... Армейский сапожник Баллада о товарище Баллада об отречении Большое лето В пилотке мальчик босоногий... В поле, ручьями изрытом... В Смоленске В тот день, когда окончилась война... Василий Теркин: 1. От автора Василий Теркин: 2. На привале Василий Теркин: 3. Перед боем Василий Теркин: 4. Переправа Василий Теркин: 5. О войне Василий Теркин: 6. Теркин ранен Василий Теркин: 7. О награде Василий Теркин: 8. Гармонь Василий Теркин: 9. Два солдата Василий Теркин: 10. О потере Василий Теркин: 11. Поединок Василий Теркин: 12. От автора Василий Теркин: 13. «Кто стрелял?» Василий Теркин: 14. О герое Василий Теркин: 15. Генерал Василий Теркин: 16. О себе Василий Теркин: 17. Бой в болоте Василий Теркин: 18. О любви Василий Теркин: 19. Отдых Теркина Василий Теркин: 20. В наступлении Василий Теркин: 21. Смерть и воин Вся суть в одном-единственном завете... Две строчки Дом бойца Дробится рваный цоколь монумента... Есть имена и есть такие даты... За Вязьмой Зачем рассказывать о том... Земляку Иван Громак Когда пройдешь путем колонн... Кружились белые березки... Ленин и печник Мы на свете мало жили... На дне моей жизни... Награда Не хожен путь... Немые Нет, жизнь меня не обделила... Ночлег Ноябрь О скворце Огонь Отец и сын Партизанам Смоленщины Перед войной, как будто в знак беды... Перед дорогой Песенка (Не спеши, невеста...) Поездка в Загорье Позарастали стежки-дорожки... Приглашение гостей Признание Про Данилу Про теленка Разговор с Падуном Размолвка Сверстники Со слов старушки Спасибо, моя родная... Станция Починок Ты дура, смерть: грозишься людям... Ты откуда эту песню... Ты робко его приподымешь... У Днепра У славной могилы Час рассветный подъема... Чкалов Я знаю, никакой моей вины... Я иду и радуюсь. Легко мне... Я убит подо Ржевом

Читайте также: