Теории и гипотезы происхождения леворукости. Генетические аспекты леворукости Теории происхождения право и леворукости

Левша

Левша, левый, леворукий существует много разговорных терминов, используемых для обращения к человеку - левше. Некоторые из них являются сленговыми или жаргонными словами, в то время как другие могут быть оскорбительными для левши в определенном контексте.

В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова левша («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукий («left-handedness») употребляется слово леворукость («sinistrality»). Данные технические термины происходят от латинского слова «sinister» - зловещий (мрачный).

Возможно, поэтому некоторые левши сами считают себя угнетёнными, ущербными, даже на грани предрассудков.

В древнем Китае, левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый» (? Mandarin: zuo), означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)». Например, фраза «левая дорога(тропинка)» (?? Mandarin: zuodao) означает незаконные или безнравственные пути(средства). В некоторых частях Китая, взрослые все еще могут помнить наказания за «преступление» в начальной и средней школах, а так же в некоторых «приличных» семьях, которое каралось с применением травмирующих средств. Оно состояло в нежелании человека левши быть правшой. И т.д. И много всяких предрассудков

Кто такие левши:

Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Вообще, между полушариями мозга существует определенная специализация, свыше 90 процентов функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. Поэтому левши должны отличаться некоторыми особенностями. Написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому придет в голову.

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.

У человека немало парных органов. Глаза, уши, почки, легкие, яичники, семенники – симметричны и выполняют одни функции. Лишившись одного органа, человек сможет обойтись с помощью дублера. В этом смысле полушария головного мозга являются исключением. Они никогда не заменят друг друга.

Согласно данным доктора биологических и технических наук Вигена Геодакяна, у большинства людей левое полушарие служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, самосознания, положительных эмоций. Оно последовательно обрабатывает информацию. Выключение левого полушария приводит к депрессии. Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Информацию оно воспринимает одномоментно. Выключение этого полушария приводит к эйфории. В литературе описано исследование особенностей восприятия эмоциональных стимулов левым и правым полушарием. Интересно, что один и тот же фильм был воспринят по-разному. Левое полушарие уловило неприятное и ужасное, а правое – приятное и смешное. Не только изображения, но даже слова с эмоциональной окраской воспринимаются не одинаково.

Немало леворуких среди спортсменов. Как известно, в таких видах спорта, как бокс, фехтование, теннис, левши проявляют свою специфическую тактику и создают немало проблем для соперников.

Существует связь леворукости с темпераментом. Например, левши отличаются большей эмоциональностью, им не всегда удается держать себя в узде. У многих, особенно мужчин, снижен уровень самоконтроля. Левша заводится с полоборота, легко впадает в гнев. (Тест).

У левшей связи между полушариями мозга не столь жесткие, как у «правого» большинства. Поэтому информация в коре головного мозга может обрабатываться медленнее, но это не болезнь, а особенность. У сильного правши другие сложности: жесткие связи между полушариями как бы оставляют мало шансов на свободу творчества, разнообразие.

Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными, если не сказать больше. В литературе частенько упоминается некоторая туповатость, которой вроде бы отличался Эйнштейн в школьные годы. Будущего отца теории относительности считали «умеренно способным», так как он очень медленно усваивал и переваривал новую информацию. Он не блистал даже в арифметике.

Встречается достаточно примеров, когда человек с задатками незаурядных способностей (левша) при переучивании его работать правой рукой терял все эти способности, гася свою "божественную искру". Есть исследования, доказывающие, что если вернуться к своей природе и начать писать и вообще все делать левой рукой, то все приобретенные болезни проходят, а человек становится способен творчески реализоваться.

Даже психические заболевания у леворуких иногда протекают по-другому. Например, у доктора Введенского был больной шизофренией, который годами не вылезал из больниц, поскольку лекарства на него практически не действовали. Периоды депрессии сменялись маниакальными состояниями. Но при этом у человека не было никакого эмоционального дефекта, в состоянии ремиссии он производил самое лучшее впечатление.

Бытие левшей

Проследим бытие левшей в истории. Начнем с Древнего Рима периода Империи. Напомним, что левша на латыни именовался как "sinister", что переводится как "зло", а правша "dexter" - добро, умение. Возможно, с этим связана небольшая легенда о рукопожатии.

Обычай рукопожатия в качестве приветствия зародился именно в Древнем Риме и означал добрые намерения. Таким образом человек показывал, что у него в руке нет оружия, например, меча или стилета. В примере с рукопожатием левша мог протянуть правую руку, а в левой - спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника и левой рукой наносил смертельные раны. Естественно, левшей охотно нанимали в качестве киллеров, а простой народ их боялся и не любил - вообще считал, что они приносят несчастье.

Если пойти немного глубже в пыль веков, например, в Древнюю Грецию, то выяснится, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны отличаться от людей, принимая их облик. Так же думали и некоторые индусы. Но это редкое исключение, когда левшей признают хорошими знаками и людьми.

Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Как, впрочем, и с многих других языков.

Но все это левшам вредило мало: их не любили, по крайней мере, просто избегали, а вот Средневековье и инквизиция 15-17 веков принесла им гораздо больше несчастий.

Как думаете, кого обвиняли в колдовстве и пособничеству дьяволу?! Правильно, того, кто чем-то отличался от всех. К тому же почти все левши действительно имеют задатки к оккультизму и магии – и это служило меткой. Недаром из многих трактатов Средневековья можно узнать о том, что Дьявол - левша. Итак, темные Средние века резко сократили процент левшей среди населения до 5%. Священные костры Инквизиции потребляли много дров - и даже признание Папой Римским ошибок и преступлений церкви в Средние века не смоет кровь невинных, в том числе левшей, с рук этой самой христианнейшей Церкви…

Те, кто выжил в те годы, были самыми ловкими, находчивыми и приспосабливающимися личностями, маскирующими свою леворукость или же оправдывающими ее. Естественно, из их числа вышли самые выдающиеся ученые, деятели и просто работники и торговцы.

В итоге этот естественный отбор не ослабил левшей, а, наоборот, усилил, выкристаллизовал их задатки и таланты. Вот несколько цитат из научных источников. Комментарии излишни.

"Рост числа левшей, как считают ученые «Univercity College» - медицинского факультета Лондонского университета, - может привести к соответствующему подъему общего интеллектуального уровня общества и даже к появлению настоящих гениев в области математики, искусства и спорта".

Левша. Генетические теории

ТЕОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЛЕВШЕЙ

Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Одни (их большинство) считают, что леворукость закладывается еще во время беременности. Другие придерживаются мнения, что на развитие головного мозга и на определение доминирующего полушария, сильно влияет характер течения родов. Есть гипотезы о том, что число леворуких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Данные теории связаны с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль.

Ранее общепринятая обществом правшей теория звучала так: левши - это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость - это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству - ее нужно искоренять. При становлении человека или позже природа играла генами в целях эволюции и зародила левшей. Это было ошибкой природы, но ген оказался живучим. Он затаился, передаваясь через поколение или даже два, но не давая себя уничтожить.

Если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто – 8-15 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, - своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.

Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами.

Недавно ученые из Оксфордского университета сумели раскрыть ген, делающий его обладателя левшой. Кроме леворукости, ген приносит несколько повышенный риск шизофрении у его носителя.

Ген под кодовым названием LRRTM1, по всей вероятности, играет ключевую роль в распределении таких функций как речь и эмоция между полушариями.

Устройство мозга носит асимметричный характер. У «правшей» левое полушарие контролирует речь, а правая – эмоции. Левши отличаются зеркальным распределением нормальных функций, и именно найденный ген является таким «переключателем».

По словам руководителя исследования, доктора Клайда Франкса из Оксфордского университета, понимание генетической природы распределения функций между полушариями поможет проследить развитие и устройство функциональной асимметрии мозга.

Разделение на правшей и левшей - уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов - компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга

И в дополнение к этому, пожалуй, самая невероятная и интересная теория - она объясняет происхождение, паранормальные и просто выдающиеся способности левшей и механизм передачи гена леворукости - "Параллельный мир". Она высказана Петром Чередой и заключается в следующем:

"Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности, они обладали даром предвидения, способны были мгновенно оценить обстановку, молниеносно и правильно принять решение. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих "богов" детей. И начался круговорот - "божественные зеркальные гены" даруют их потомкам удивительные способности и таланты. По гипотезе Петра Череды, почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из "зеркального пространства".

Социальные, экологические и техногенные факторы

Леворукость чаще наблюдается у детей из неблагополучных семей

Леворукость закладывается еще во время беременности. Беременные женщины из неблагоприятных семей или употребляющие алкоголь, постоянно находятся в психоэмоциональном возбуждении и подвергают своего будущего ребенка огромному риску. Если мама на ранних сроках беременности (в период формирования у ребенка головного мозга) ведет не здоровый образ жизни и переживает стресс, то это сказывается на развитии полушарий головного мозга. И увеличивается вероятность рождения ребенка с доминирующей левой рукой. Хотя количество леворуких детей в неблагоприятных и в устойчивых семьях приблизительно одинаковое.

Раньше наблюдалась закономерность, что левши имеют неустойчивую нервную систему, легко возбудимы и восприимчивы к внешним раздражителям. Но психологи считают, что это последствия стресса перенесенного во время переучивания в правшу. Именно поэтому сами левши во взрослом возрасте испытывали трудности в семейной жизни, и среди них был гораздо выше процент разводов.

Биологические теории

Существует множество свидетельств того, что уровень тестостерона, получаемый ребенком в утробе матери, оказывает влияние на строение мозга. Одна из теорий свидетельствует о том, что высокие дозы предродового тестостерона приводят к более частому появлению левшей. Доказательством данной теории служит и то, что среди левшей количество мужчин выше числа женщин, также существует большая вероятность рождения леворуких мужчин-близнецов.

Существует любопытная гипотеза о том, почему большинство из нас правши. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, ученые обнаружили, что у подопытных левшей, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Предполагается, что среди наших предков правшей и левшей было поровну. Познавая окружающий мир диких растений, среди которых было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему, левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали.

Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Левши. Теории человеческого мышления

Существует много теорий о том, что «быть левшой» затрагивает способ человека думать. Одна теория делит лево - и праворуких мыслителей на два лагеря: одновременно-визуальный и линейно-последовательный.

Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейный последовательный» метод, в котором мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем перейти к следующей мысли.

Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуальный одновременный» метод, в котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.

Рассмотрим это на следующем примере: имеется тысяча желтых теннисных мячиков и 1 красный. Праворукий человек, использующий линейно-последовательный стиль обработки будет смотреть на каждый из мячиков по очереди пока не найдет красный. Человек-левша высыпал бы их и одновременно смотрел на все мячики, для того, чтобы найти красный.

Побочным эффектом отличающихся между собой стилей обработки является то, что праворукие люди должны закончить одну задачу, прежде чем начинать следующую. Левши, в свою очередь, способны быстро переключаться между задачами. Это предполагает что люди, являющиеся левшами имеют превосходные навыки при выполнении мультизадач.

Праворукие люди обрабатывают информацию, используя «анализ», который является методом решения проблемы, разделяя ее на составляющие и анализируя каждую часть отдельно. В отличие от этого, люди-левши обрабатывают информацию, используя «синтез» смотря на целое и пробуя использовать соответствие образца, чтобы решить проблему.

Гипотеза о том, что люди-левши предрасположены к визуальному мышлению, была подтверждена разнообразными исследованиями. В книге, изданной в 2004 «Умственные способности работающие немного по-другому», исследователи Аллен Д. Брагдон и Дэвид Гамон, кратко описали часть текущего исследования относительно преобладающей руки и ее значения. Исследователи «преобладающей руки» Корен и Клэр Порак показали, что студенты университета, являющиеся левшами наиболее вероятно специализируются на «визуальных»дисциплинах. Другой пример показывает, что среди 103 студентов отделения искусств 47 процентов были лево - или смешанорукими.

Левши в мире правшей

Левши вынуждены адаптироваться и привыкли к этому, поэтому, в результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход или то, что им нужно, приспосабливаются к любым условиям - левшам это приходится делать с детства и потом не вызывает особых проблем.

Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже".

Правда, иногда возникают проблемы и вполне серьезные, и тут встает выбор - либо делать, как все, и испытывать неудобства, или же делать, как удобнее, но не общепринято и, возможно, опасно.

Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, штопоры и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились. Опять же, левшам проще освоить то, что требует участия двух рук, с соответствующими поправками, конечно.

Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы - это огромная проблема. Далее - консервный нож старого образца, зачастую слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Чтобы осознать, как досаждают левшам все эти «мелочи», достаточно сесть за руль автомобиля с правым рулем и попытаться одной левой включить нужную передачу.

Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же в России, в отличие от развитых стран, только начинают производиться. В нашей стране для леворуких выпускаются лишь часы и клюшки. Все остальное – из разряда дефицита.

Второй способ приспосабливаться к тому, что есть, - зачастую, это приносит раны и ссадины - это свой опыт, но некоторые приспосабливаются работать своими инструментами, поэтому хоть часто получается криво, но зато получается. Третий способ - бросить это дело и заниматься тем, что не требует такого труда, - не работать руками, а работать головой. Это каждый левша решает сам для себя.

Отдельным пунктом стоит упомянуть оружие и вообще технику. Она создавалась правшами для правшей, соответственно, левше не стоит ждать заботы о нем. Если различные машины позволяют вполне сносно ими управлять и не требуют долгой адаптации, то оружие обычно такого не предусматривает.

Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.

Все же правшам стоило бы присмотреться к левшам и их проблемам, а также поучиться их выходу из постоянно возникающих кризисов.

Левши. Статистика

Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих учеников в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.

Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук – 17 процентов, у двух левшей – 46 процентов. В мире насчитывается примерно 9–11 процентов леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 процентов. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 процентов.

Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.

Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети. Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции – правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые – левым. Кстати, если понаблюдать за новорожденными детьми, то можно заметить, что хватают они чаще левой рукой. Даже стопроцентные правши некоторые функции, в частности статические, выполняют левой рукой. Что-либо удерживать легче одной левой.

Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов. По-статистике, однояйцовый близнец человека-левши имеет 76%-ый шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические. В то же время немало, увы, слабоумных левшей, алкоголиков, опрокидывающих стопку исключительно левой. «Левые» чаще подвержены несчастным случаям. У них бывают нарушения пространственного восприятия. Говорят, что время они чувствуют иначе. В то же время долго считалось, будто леворукие страдают нарушениями зрительного восприятия, так как это связано с работой правого полушария. Однако научные работы Института возрастной физиологии убеждают: это не так. А вот стратегия деятельности у леворуких другая.

Если в творческой сфере процент леворуких и амбидекстров достаточно велик, то среди представителей технических профессий явно преобладают правши.

Национальное Бюро Экономических Исследований опубликовало любопытный доклад о превосходстве левшей над правшами. Как оказалось, выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13% - 21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники - правши.

Однако эта тенденция проявляется только в отношении мужчин, леворукие и праворукие женщины здесь демонстрируют одинаковые результаты. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Левшей также непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов (например, бейсболистов, гольферов и боксеров). Исследование провели специалисты из Колледжа Лафайета и Университета Джонса Хопкинса.

Ранее были опубликованы исследования, авторы которых приходили к схожим выводам. К примеру, в 2004 году Университет Святого Лаврентия опубликовал работу, в которой доказывалось, что коэффициент IQ у левшей заметно выше, чем у правшей. А британский ученый Крис МакМанус, в книге "Правая Рука, Левая Рука" доказывает, что на протяжении всей человеческой истории левши добивались более высоких достижений, чем правши.

Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки - левшей встречается намного меньше.

Статистические данные показывают, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники - процент людей, являющихся левшами резко снижается с увеличением возраста. В Америке левшами являются 12% 20-летних, в то время, как только 5% 50 летних и менее 1% людей старше 80 лет.

Исследования (не находят подтверждения в настоящий момент), проведённые в 1991 году, утверждали, что эти статистические данные указывают на то, что продолжительность жизни людей, являющихся левшами, короче чем у правшей на целых 9 лет. Авторы объясняли это тем, что люди-левши, вероятнее всего, умирают от несчастных случаев в результате их «горя», которое делает их более неуклюжими и плохо обеспеченными, чтобы выжить в мире, предназначенном для правшей.

Происхождение леворукости традиционно связывается с действи-

ем трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генети-

ческих и патологических. В соответствии с первыми условия среды,

общественные традиции и система воспитания задают преимуществен-

ный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие

составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах на-

блюдаются определенные различия в частоте леворукости.

По некоторым данным, частота встречаемости «латерального фенотипа»,

оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных

различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий.

Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, ко-

ряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для

которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимо-

действии полушарий . Предполагается, что увеличение доли левшей и

амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптималь-

ной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля ле-

воруких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятель-

ством, что давление культурных традиций, направленное на преимуществен-

ное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее,

чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «пра-

вополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких

природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу ,

Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответ-

ственно используют для письма левую руку . В то же время 6,5%

детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США

(где давление в сторону использования правой руки ослаблено), пред-

почитают левую руку . Среди японских школьников 7,2% не яв-

ляются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра уве-

личивается до 11% . До недавних пор во многих странах существо-

вала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления

давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно уве-

личивается, вплоть до 10-12% .

Существенная роль средового опыта в определении рукости, каза-

лось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не

обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявле-

ние признака не означает его средовую обусловленность. При изучении

рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также

показано, что приемные родители (в отличие от биологических) ока-

зывают мало влияния на установление ведущей руки у детей .

Одним из подходов к решению этой проблемы является разработ-

ка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность пе-

редачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные дан-

ные для построения генетических моделей получают в основном в

семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении прием-

ных детей, а также в близнецовых исследованиях.

Первые семейные исследования рукости дали основания предполо-

жить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя.

В результате была предложена простая генетическая модель, в соответ-

ствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием

одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель

R - доминантный, кодирует праворукость, второй l - рецессивный,

кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих ро-

дителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R- от

одного из родителей, l - от другого). Леворукими будут дети с геноти-

пом ll , которые унаследовали аллель l от обоих родителей.

Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по раз-

ным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются

праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей

должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который

леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l . Пред-

принимались попытки усовершенствовать данную модель введением

понятия пенетрантности, В частности, предлагалось считать, что ма-

нифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а воз-

можно, и от действия других генов.

Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки

Они предположили, что рукость является функцией двух генов.

Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет

контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализа-

цию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а

аллель l - локализацию центров речи в правом полушарии и является

рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять

речевое полушарие - на своей стороне (ипсилатеральной) или про-

тивоположной (контрлатеральной). Контрлатеральный контроль ко-

дируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный - рецессив-

ным аллелем с. Индивид с генотипом LlCC, например, будет правшой

с центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Llcc

центры речи также будут расположены в левом полушарии, но он

будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного че-

ловека связана с характером его межполушарной асимметрии и ти-

пом двигательного контроля. Ключевым допущением данной модели

было предположение, что позиция руки при письме (прямая или вы-

вернутая/инвертированная) может служить фенотипическим прояв-

лением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвер-

тированное положение руки при письме, с точки зрения авторов, не

имеют перекреста пирамидного тракта, т.е. для них характерен ипси-

латеральный тип организации моторного контроля. Напротив, инди-

виды с обычной (прямой) позицией руки при письме в строении

пирамидного тракта имеют перекрест, который приводит к ипсилате-

ральному контролю.

В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно

подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоре-

чие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полу-

ченные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует

связь между положением руки при письме и локализацией центра речи,

определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши мо-

гут использовать для письма как прямую, так и инвертированную

позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статисти-

ческого подтверждения в семейных исследованиях .

Для точного установления специализации полушарий по отношению к

речи используют метод Вада - избирательный «наркоз полушарий». В одну

из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного

(амитал-натрий). Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полу-

шарие, поэтому с током крови снотворное попадает в соответствующее по-

лушарие и оказывает на него свое действие. Наибольшие изменения в рече-

вой активности наблюдаются тогда, когда под воздействием оказывается по-

лушарие, в котором локализован центр речи.

Помимо этого были предложены и другие модели наследуемости

леворукости (табл. 16.1).

Известный английский психолог М. Аннет на протяже-

нии двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель

латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и

Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют

ген, который называется фактором «правостороннего сдвига» (rs+).

Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с

левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и

наличии пары его рецессивных аллелей (rs- ) человек может стать как

правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например,

от условий внутриутробного развития).

В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции

существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распрос-

транением доминантного гена «правостороннего сдвига» и его рецес-

сивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов

распространяется не только на рукость (правшество или левшество),

но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того

или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор пред-

почитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной

латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерали-

зации непосредственно, то наиболее простым оказывается использо-

вание косвенных способов, среди которых ведущее место занимает

оценка рукости.

М. Аннет разработала своеобразный тест, позволяющий оценить

степень использования руки, - тест перекладывания колышек. В этом

тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в

другую, причем ячейки расположены на двух параллельных панелях,

Поскольку он выполняет это задание на время и поочередно левой и

правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить раз-

личия в эффективности действия одной и другой рукой. Таким обра-

зом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выпол-

нения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя глав-

ным образом этот тест, она провела многочисленные исследования

мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями рече-

вого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с

успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Эти

исследования позволили М. Аннет сделать некоторые весьма суще-

ственные дополнения к ее теории.

Таблица 16.1

Модели наследуемости леворукости (по данным разных авторов)

Тип модели

Основные

Варианты

публикации

фенотипов

генетическая

аллель R - правору-

праворукие (гено-

однолокусная кость

типы RR, Rl)

(диаллель-

аллель l - леворукость леворукие (гено-

ная) R и l

тип ll)

генетическая

аллель L - центр речи восемь феноти-

Т. Нагилаки двулокусная

в левом полушарии

пов, различаю-

четырехал-

аллель l - в правом

щихся по локали-

Т. Nagylaki) лельная

аллель С - контрлате- зации центра

ральный контроль ру-

речи, ведущей

руке и позиции

аллель с - ипсилате-

генетическая

аллель rs+ - сдвиг ла- при rs+ rs+ (гено-

однолокусная терализации вправо

типах: rs+ rs-)

диаллельная

аллель rs- - ситуатив- праворукие инди-

rs+ и rs-

ная детерминация ру-

кости под влиянием

при генотипе

эпигенетических фак-

rs-rs- как право-

рукие, так и лево-

рукие (пропорции

могут варьировать)

И. Макманус генетическая

аллель D - правору-

(I. McManus) однолокусная кость

диаллельная

аллель С - ситуативное 50% СС

D и С

определение рукости

индивиды с веду-

под влиянием эпигене- щей правой рукой

тических факторов

аллель D не доминан-

тен по отношению к

К. Леланд и генотип-

генетическая передача рукость индивида

др. (К. Laland культурная

происходит по модели определяется:

И. Макмануса

1) его генотипом;

культурные влияния

2) фенотипом ру-

смещают генетическую кости его родите-

диспозицию в том или лей

ином направлении

Предполагается, что ген правого сдвига приводит к развитию асиммет-

рии, тормозя в раннем онтогенезе развитие, во-первых, височной области

(planum temporale) в правом полушарии, во-вторых, левой заднетеменной об-

ласти коры в левом полушарии. Благодаря этому левая височная область

получает возможность преимущественного участия в процессах фонологи-

ческой обработки, а правая заднетеменная - в процессах зрительно-про-

странственного анализа.

В соответствии с такими представлениями гомо- и гетерозиготные

состояния гена правого сдвига могут привести к существенным изме-

нениям в особенностях функционирования каждого полушария, при-

чем наибольшими преимуществами в когнитивной сфере будут обла-

дать гетерозиготы по этому гену (табл. 16.2). Гомозиготы по доминант-

ному гену (rs+) будут испытывать особенно сильный эффект сдвига,

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают легенды. Некоторые из этих гипотез могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них - еще один шаг к постижению этого явления.

Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем только один вид левосторонней асимметрии - леворукость (вариант асимметрии, при котором ведущая рука - левая). Вместе с тем у человека могут быть ведущими (работающими более активно и эффективно) левый глаз, левое ухо, левая нога, т. е. левша может быть не только леворук. Однако такие случаи, когда у человека ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо - левые, чрезвычайно редки. Чаще это сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии.

Археологические и палеоантропологические данные дают основания считать, что предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит, древние «художники» работали правой рукой.

Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина «из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми воинами.

Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первые объясняют леворукостьвоздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые выдвигаютразличные варианты генетической обусловленности леворукости.

Многие гипотезы объясняют, почему человек праворук, рассматривая леворукость как исключение. Согласно одной из них праворукость - следствие асимметричного расположения внутренних органов. Они смещают центр тяжести тела вправо, и поэтому необходим упор на левую ногу, чтобы удержать равновесие. Свободнее при этом правая рука, она и тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения точными.

Другая гипотеза, так называемая теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие - правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество. Но почему тогда есть леворукие женщины? Согласно третьей гипотезе «виновницей» леворукости младенца является его мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Но тогда леворуких должно быть большинство, однако это не так.



Многие исследователи выделяли в качестве причины леворукости условия воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости мы не можем исключить полностью.

Существует и вынужденная леворукость. Вот несколько примеров.

Лине уже восемь. В прошлом году ее приняли в школу, но сейчас, в апреле, решается вопрос о дублировании первого класса. В характеристике Лины есть такое заключение педагога: «Девочка - леворукая и поэтому не может освоить письмо по программе первого класса. За год она не научилась правильно писать все буквы, пишет так медленно, что не успевает выполнить в классе даже часть заданий, диктанты не пишет».

Мы специально выделили фразу «леворукая... и поэтому». На самом деле леворукость Лины вынужденная, а письмо она не освоила, во-первых, потому что писала не ведущей рукой (так сложились обстоятельства), во-вторых, потому что никто из взрослых не сумел ей помочь.

Лина так и не научилась писать, хотя читала еще до школы, умела считать, знала много стихов. Девочка замкнута, молчалива, почти безразлична. В детский сад она не ходила, росла с бабушкой и дедушкой. Родители погибли в автомобильной катастрофе, когда ей было всего полтора года. Лина тоже пострадала, у нее были множественные переломы правой руки и ног. Несколько лет продолжалось лечение, а так как правой рукой долго нельзя было работать, то, естественно, «главной» стала левая. По рассказам бабушки, Лина долго не хотела есть сама, не любила одеваться и раздеваться, практически не играла с куклами, конструктором, не любила рисовать, «как-то все коряво у нее получалось». Перед школой почти год занималась с учительницей, которая пыталась научить ее правильно держать ручку, но Лина упорно отстаивала «свой способ» - зажимала ручку в кулаке левой руки, а правую (как и при выполнении любых других действий) всегда держала на колене.

Специальное тестирование и наблюдение позволили окончательно прояснить картину: из-за сильных и болезненных травм праворукая Лина вынуждена пользоваться левой. Взрослые жалели девочку, старались не напоминать о трагедии, делали все, чтобы ей было удобно. Левой рукой, несмотря на тренировку, выполнять сложнокоординированные действия - такие, как письмо, - ей оказалось очень трудно. Понятно, что учить Лину писать буквы и цифры нужно было очень медленно, спокойно, отрабатывая каждое движение, не создавая при этом дополнительных эмоциональных проблем. Взрослые должны были изменить тактику и технологию обучения, не требовать от нее курсивного безотрывного письма. Самое главное - никто не объяснил ребенку, что неловкость в действиях, выполняемых левой рукой, - не ее вина, что правая рука давно не болит и нужно понемногу учиться работать правой. Нельзя было укорять ее за неудачи и заставлять часами «тренироваться».

Порой и не столь трагические ситуации приводят к тому, что дети считают себя леворукими, а взрослым не приходит в голову усомниться в этом. Нередки случаи, когда не только бытовые травмы, но и нарушения нервно-мышечной регуляции в раннем детстве, особенно в период, когда идет интенсивное формирование двигательных функций, могут стать причиной предпочтительного использования левой руки, ее усиленной тренировки. Так левая рука может стать более активной, ребенку становится удобнее ею работать. В этих случаях качество работы тренированной левой и нетренированной правой рукой может быть одинаковым, но ребенок привыкает к особенностям действий руками, и переучивать его достаточно сложно.

Есть еще один вариант вынужденной леворукости. Дело в том, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучивание. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой. Но бывает и наоборот - праворукие становятся леворукими.

Денису - семь, он второклассник. В школу пошел в шесть лет. До школы занимался в группе подготовки и с учительницей английского языка. В школе почти нет проблем. «Одно мучение, - по словам Дениса, - письмо». Медленно еще получается, но если нужно быстро, то «буквы разобрать нельзя». «Я пишу одну букву, - рассказывает Денис, - а учительница считает, что я написал другую - неправильную. Получаются плохие отметки».

Денис с детства работает и правой, и левой рукой, но считает себя леворуким.

У нас все мужчины в семье - леворукие: и дедушка, и папа, и мой старший брат. Я тоже.

Только все мужчины ловкие и умелые, а Денис - неумеха, - продолжает рассказ мама.

Если бы не неудачи с письмом, никто не стал бы проверять, был ли действительно Денис леворуким. Оказалось, нет. Он действительно умеет работать и левой, и правой рукой, но графические движения более четки и точны, когда он работает правой, несмотря на то что учился писать левой. Правда, потом Денис признался, что иногда писал и правой рукой, поэтому переучиваться ему фактически не пришлось.

Мы привели примеры вынужденной леворукости. Однако такие случаи редки. Значительно чаще приходится сталкиваться с вынужденной праворукостью - с переученными леворукими детьми. Но если мы принимаем существование так называемой вынужденной рукости, то, вероятно, должен существовать механизм генетического наследования рукости. Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Закономерности этого эффекта пока не ясны, хотя еще в 20-х годах XX века было доказано, что вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2 %, она возрастает до 17 %, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46 %, если леворуки оба родителя.

Еще один вариант возникновения леворукости - так называемая патологическая (компенсаторная) леворукость.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве леворуких, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Это дало основание говорить о патологическом происхождении леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов (таких, правда, меньшинство) утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений леворуких в семье, имеет только патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга. Дисфункции, в свою очередь, в большинстве случаев объясняются родовыми травмами. Действительно, статистика прослеживает определенную зависимость между отклонениями в протекании беременности и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких детей.

Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. А причина - нарушения в развитии мозга. Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития, не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе.

Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости.

Чаще всего леворукость только сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

Очень высок процент леворуких детей среди близнецов (около 20%). По мнению американских ученых С. Спрингер и Г. Дейча, существует феномен так называемого зеркального отображения, проявляющийся у 25% однояйце-вых близнецов. Суть его в том, что один близнец - зеркальное отображение другого вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков пальцев. Один из близнецов может быть левшой, а другой - правшой.

Феномен зеркального отображения позволил предположить существование еще одного варианта возникновения леворукости. В тех случаях, когда выживает один член однояйцевой близнецовой пары, которая разделилась в критический для возникновения зеркального отражения период, должен родиться леворукий ребенок.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости - комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.

Как мы выяснили, леворукие дети - неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью - снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства.

Поговорим теперь о том, как определить тот или иной тип леворукости у детей, поскольку от этого зависит, какие методики нужно применять, чтобы свести к минимуму давление праворукой среды на маленького левшу.

ТЕОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЛЕВШЕЙ

Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать . Одни (их большинство) считают, что леворукость закладывается еще во время беременности. Другие придерживаются мнения, что на развитие головного мозга и на определение доминирующего полушария, сильно влияет . Есть гипотезы о том, что число леворуких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Данные теории связаны с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль.

Ранее общепринятая обществом правшей теория звучала так: - это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость - это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству - ее нужно искоренять. При становлении человека или позже природа играла генами в целях эволюции и зародила левшей. Это было ошибкой природы, но ген оказался живучим. Он затаился, передаваясь через поколение или даже два, но не давая себя уничтожить.

Если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто – 8-15 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, - своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.

Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами.
Недавно ученые из Оксфордского университета сумели раскрыть ген, делающий его обладателя левшой. Кроме леворукости, ген приносит несколько повышенный риск шизофрении у его носителя.

Ген под кодовым названием LRRTM1 , по всей вероятности, играет ключевую роль в распределении таких функций как речь и эмоция между полушариями.

Устройство мозга носит характер. У «правшей» левое полушарие контролирует речь, а правая – эмоции. Левши отличаются зеркальным распределением нормальных функций, и именно найденный ген является таким «переключателем».

По словам руководителя исследования, доктора Клайда Франкса из Оксфордского университета, понимание генетической природы распределения функций между полушариями поможет проследить развитие и устройство функциональной асимметрии мозга.

Разделение на правшей и левшей - уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов - компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга
И в дополнение к этому, пожалуй, самая невероятная и интересная теория - она объясняет происхождение, паранормальные и просто выдающиеся способности левшей и механизм передачи гена леворукости - "Параллельный мир". Она высказана Петром Чередой и заключается в следующем:
"Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности, они обладали даром предвидения, способны были мгновенно оценить обстановку, молниеносно и правильно принять решение. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих "богов" детей. И начался круговорот - "божественные зеркальные гены" даруют их потомкам удивительные способности и таланты. По гипотезе Петра Череды, почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из "зеркального пространства".

1.1 Понятие «леворукость», виды, теории происхождения

В Европе большая часть людей является праворукими. Но есть огромные области, например, на севере России, где 80% людей среди нанайцев, эвенков, селькупов от численности всего населения леворукие или амбидекстры (одинаково действующие как правой, так и левой рукой). Такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и горах.

Оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к природным условиям среды, в том числе к недостатку кислорода, концентрация которого уменьшается в горах и на Крайнем Севере. У них в крови меньше холестерина и ниже давление. Поэтому реже встречаются сердечно-сосудистые заболевания.

Говоря о количественном преобладание праворуких, нужно отметить тот факт, что в литературе отмечались факты увеличения количества леворуких людей: в 1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %, леворуких женщин – 3,3 %; в 1973 г. леворуких мужчин – 10,4; леворуких женщин – 8,8 % .

Показательным в этом отношении является факт, что леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина кроется в том, что агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться. Как примеры, заставляющие леворукого менять свою ведущую руку, можно назвать такие: отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты); конструирование механизмов на производстве с учетом потребностей правшей.

И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:

Сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука);

Сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука);

Не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке);

Не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке);

Амбидекстры (одинаково хорошо владеют обеими руками);

Существует генетическое и патологическое левшество. Функциональная организация мозга и моторная регуляция у праворуких и леворуких людей различны. У праворуких людей преимущественно левое полушарие контролирует и координирует работу правой руки, а у леворуких – правое.

Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:

1. Влияние внешней среды:

· вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП);

· ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям);

2. Патологическая леворукость

· родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении);

· патология беременности;

· зеркальное положение у близнецов;

3. Наследственный фактор

Выделяют основные виды леворукости:

1. Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

2. Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства. Такой вид леворукости связан с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

3. Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.


Когда при родах использовались щипцы, или в ходе физического развития, при наличии травмы правой руки.. ГЛАВА 2. Практические основы преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму 2.1. Проблемы адаптации леворуких детей при обучении письму Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают...

Руках недоступно, чрезмерная напряженность движений, попытки помочь другой рукой при создании позы. Уровень сформированности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией средний, 77%. Таким образом, у детей со стертой дизартрией мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, ...

Асимметрии и эмоционально-личностной и когнитивной сферы 2.1 Выборка, процедура и методы исследования Целью работы является исследование взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка. Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в сформированности когнитивных и личностных особенностей. Структура...

Читайте также: