Формирование штатного расписания гоу. Формирование индивидуального штатного расписания образовательного комплекса

В трудовом законодательстве под штатным расписанием понимают утверждаемый собственником имущества предприятия, руководителем или вышестоящим органом перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноимённых должностей (вакансий) и размеров должностных окладов . Штатное расписание отражает структуру организации.

В соответствии с п. 9 и п. 2 ст. 32 закона РФ «Об образовании» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения. На практике разработку, корректировку штатного расписания образовательного учреждения (ОУ) осуществляет администрация в лице его руководителя. Утверждает штатное расписание ОУ вышестоящий орган управления образованием. При этом для органов управления образованием нормативными документами в данной ситуации выступают Типовые штаты ОУ , утверждённые государственными органами управления образования (Минпросвещением СССР, Госкомитетом СССР по профтехобразованию, Минобразованием РФ), не утратившие силу до настоящего времени. Например:

– Приказ Минпросвещения СССР от 312.12.1971 № 103 «Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений»;

– Приказ Минпросвещения СССР от 17.06.1975 № 89 «Об уточнении Типовых штатов дошкольных учреждений, утверждённых приказом от 31.12.1971 № 103» («Финансирование народного образования: Сборник нормативных документов», 1975);

– Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 88 «О нормативах по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сад, детские сады);

– Приказ Минпросвещения СССР от 01.11.1984 № 122 «О порядке расчёта штатов и оплаты учителей I–IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах» («Типовые штаты образовательных учреждений: Справочное издание». – М.: ИФ «Образование в документах», 2002);

– Приказ Минпросвещения СССР от 5.05.1987 № 86 «О Типовых штатах общеобразовательных школ» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 7);

– Приказ Минпросвещения СССР от 31.12.1986 № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем (с изм. от 5.05.1987)» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 5);

– Письмо Минпросвещения СССР от 21.02.1987 № 13-М «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем» («Официальные документы в образовании», 1997, № 2);

– Приказ Минпросвещения СССР от 20.11.1987 № 212 «Об утверждении Типовых штатов вечерних (сменных) общеобразовательных школ» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1988, № 2);

– Письмо Минобразования от 30.03.2000 № 27/909-6 «О направлении Рекомендаций по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии («Официальные документы в образовании», 2000, № 12);

– Письмо Минобразования РФ от 1.07.2002 № 981 «Рекомендации по формированию штатной численности работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Вестник образования России», 2002, № 15);

– Приказ Минпросвещения СССР от 20.07.1987 № 135 «Об утверждении Типовых положений и штатов внешкольных учреждений» («Бюллетень нормативных актов Минпросвещения СССР», 1987, № 11);

– Приказ Госкомитета СССР по профтехобразованию от 18.02.1980 № 17-5 и Минфина РСФСР от 27.02.1980 № 10/65 «О Типовых штатах вечерних (сменных) профтехучилищ»;

– Приказ Минпросвещения СССР от 15.07.1976 № 121 «Об утверждении Типовых штатов педагогических училищ системы Министерства просвещения СССР»;

– Приказ Минпросвещения СССР от 21.05.1979 № 96 «О дополнении Типовых штатов педагогических училищ системы Министерства просвещения СССР»;

– Приказ Минпросвещения СССР от 16.02.1988 № 19 «О предоставлении руководителям средних специальных учебных заведений права утверждать структуру и штатное расписание учебного заведения»;

– Распоряжение Минобразования РФ от 8.01.2003 № 6-24 «О штатах профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и среднего профессионального образования» («Бюллетень Минобразования России», 2003, № 3, 5).

Отличительной чертой всех упомянутых документов является то, что нормативы, приведённые в них, сегодня сохранены как примерные при выделении фонда заработной платы на содержание административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала и являются минимальными. При формировании штатного расписания и распределении должностных обязанностей следует использовать нормативный метод планирования, который опирается на учёт финансовых средств по фонду оплаты труда на всех бюджетных уровнях. Для этого необходимо провести классификацию должностей по группам персонала работников в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками должностей.

В своем письме от 22.04.1997 № 23/196 Минобразование России и ЦК профсоюзов работников народного образования и науки РФ указали, что нормативная штатная численность финансируется из бюджетных средств. Там же, где объём работы превышает нормативы, предусмотренные типовыми штатами, следует предусматривать дополнительные средства для введения должностей работников, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ и обеспечения нормальной работы этих учреждений.

Численность работников зависит от вида ОУ, режима его работы, количества обучающихся, учебных групп (классов).

В штате ОУ предусматривают четыре нормативные категории работников. К административному персоналу относят: руководителя образовательного учреждения, его заместителя, главного бухгалтера, заведующего библиотекой . К педагогическому персоналу относят: учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, преподавателя, преподавателя-организатора (ОБЖ, допризывной подготовки), руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения, концертмейстера, музыкального руководителя, классного воспитателя, социального педагога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя (включая старшего), инструктора по труду, инструктора по физической культуре.

К учебно-вспомогательному персоналу относят психолога, старшего вожатого, бухгалтера, библиотекаря, организатора экскурсий, аккомпаниатора, медицинскую сестру, документоведа, техника по ремонту аппаратуры, лаборанта (включая старшего), секретаря-машинистку, кассира (включая старшего), делопроизводителя, завхоза.

К категории обслуживающий персонал относят работников по должностям: рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водителя автомобиля, механика по ремонту швейного оборудования, рабочего по стирке и ремонту спецодежды, слесаря-сантехника, машиниста (кочегара) котельной, оператора котельной, оператора теплового пункта, гардеробщика, истопника, грузчика, дворника, садовника, сторожа, кочегара, электрика, подсобного рабочего, возчика, кладовщика, уборщика производственных и служебных помещений, шеф-повара, повара.

Не допускается введение в ОУ должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики. Не допускается и применение оплаты труда, предусмотренной для профессорско-преподавательского состава вузов в ОУ и учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Расчёт штатной численности работников ОУ начинается с определения количества ставок педагогического персонала, приходящегося на одну учебную группу (класс): оно равно общему число учебных часов в неделю по каждой учебной группе, делённому на установленную норму учебной нагрузки преподавателей данного ОУ. Расчёт количества педагогических ставок, приходящихся на один класс (курс), осуществляется на основе Базисного учебного плана ОУ.

Следует помнить, что общественные явления также влияют на изменение порядка формирования штата образовательного учреждения. В этом случае Минобразование издаёт специальные нормативные документы, где рекомендует сменить структуру штатного расписания учреждения.

Например, на основе рекомендаций специалистов Института коррекционной педагогики РАО для интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных ОУ Минобразование РФ рекомендовало ввести в штатное расписание учреждений должности учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, соцпедагога, педагога дополнительного образования, сурдотехника, медицинского персонала (невропатолога, офтальмолога, медицинской сестры).

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, преодоление таких процессов, как рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодёжи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь обусловило появление в 2002 г. рекомендаций Министерства образования РФ о введении в штат образовательных учреждений должностей заместителя директора по воспитательной работе, психолога и социального педагога.

Особенности в составлении штатного расписания обусловлены также режимом учебных занятий. Так, в образовательных учреждениях, в которых проводятся занятия обучающихся во вторую и третью смены, дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчёта: норма убираемой площади на 1 ставку рабочего равна 500 кв. м. Количество таких ставок определяется как результат деления совокупной площади ОУ, подлежащей уборке (на основе технического паспорта ОУ), на норму убираемой площади на одного рабочего.

Для составления тарифных списков в образовательном учреждении создаются тарифная аттестационная комиссия и экспертная комиссия для определения доплат за неблагоприятные условия работы. Все результаты деятельности комиссий оформляются приказом руководителя ОУ.

Следует помнить, что Типовые штаты ОУ, утверждённые государственными органами управления образования, носят рекомендательный характер. Поэтому требовать выполнения рекомендаций не имеют право ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием . Законом допускается, чтобы ОУ формировало своё штатное расписание в пределах средств, выделенных ему по установленным нормам, а также вводило в штатное расписание вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, другие. Важно и то, что ОУ может содержать некоторые должности за счёт средств, полученных от юридических и физических лиц либо за счёт доходов от собственной деятельности.

Органы управления образованием не вправе обязывать ОУ приводить свои штатные расписания к соответствующим Типовым штатам или иным нормативам, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормам.

Литература

1. Энциклопедический юридический словарь: Под ред. В.Е.Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Башкина Г.В., Якушева К.В. Методические рекомендации по формированию штатной численности работников общеобразовательных школ: Из «Образования в документах, 2000, № 22»: В сб. «Типовые штаты образовательных учреждений: Справочное издание». – М.: ИФ «Образование в документах», 2002.
3. Письмо Минобразования России от 3.02.1995 № 05-М. –Вестник образования, 1995, № 5.
4. Образование в документах, 1997, № 13.
5. Письмо Минобразования РФ от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06 «О штатном расписании библиотек образовательных учреждений». – Образование в документах, 2000, № 18.
6. Постановление Минтруда от 01.02.1995 № 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры РФ». – Бюллетень Минтруда РФ, 1995, № 4.
7. Постановление Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках». – Бюллетень Минтруда РФ, 1997, № 3.
8. Письмо Минобразования России от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях». – Вестник образования, 2002, № 3.
9. Письмо Минобразования РФ от 01.04.2002 № 30-51-221/20 «О мерах по усилению воспитательной работы с детьми и молодёжью».
10. Вифлеемский А.Б., Чиркина С.В. Справочник руководителя образовательного учреждения. – М.: Народное образование, 2003.

Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант-Плюс».

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование индивидуального штатного расписания образовательного комплекса. Работу выполнила Богомолова Анна Степановна группа 12/472зД Москва 2015г.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения. Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т-3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Как правило, штатное расписание оформляется при создании организации, в дальнейшем в него вносятся изменения.

Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений. При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н; (ред. от 31.05.2011) Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.); С изменениями и дополнениями от: (1/96 , 2/99, 3/2002, 4/2003, 5/2004, 6/2007, 7/2012) Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.); (действующая редакция от 12.02.2014)

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.). При разработке штатного расписания рекомендуется указывать наименования должностей в соответствии с указанными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации. При изменении наименования должности следует помнить, что если должность предполагает досрочное назначение пенсии, ее наименование должно соответствовать Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 . (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449)

После одобрения руководителем учреждения проекта штатного расписания издается приказ о его утверждении за подписью руководителя. Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы (при его наличии) и главным бухгалтером. Руководитель учреждения также проставляет подпись на форме штатного расписания в верхнем правом углу рядом с графой "Утверждено" и ставит печать учреждения. В форму N Т-3 допускается вносить дополнительные графы (например, когда необходимо дополнить графу "Надбавки"), однако существующие графы удалять нельзя. В пределах выделенных бюджетных ассигнований образовательные учреждения самостоятельны в определении соответствующего количества ставок.

Штатное расписание утверждается локальным актом ДОУ – приказом руководителя об утверждении штатного расписания. Изменения в штатное расписание вносятся также локальным актом по мере необходимости: в связи с ликвидацией или созданием структурных подразделений в ДОУ; исключением из штатного расписания или внесением в него тех или иных должностей; переименованием должностей; изменением размеров окладов (ставок), надбавок, доплат, коэффициентов и т. д. За формирование штатного расписания и своевременное внесение в него изменений ответственность несет руководитель ДОУ.

Заполнение унифицированной формы штатного расписания Ее заполнение следует начинать с наименования ДОУ, которое необходимо указывать в точном соответствии с тем наименованием, которое значится в учредительных документах. В графах 1 и 2 указываются наименования структурных подразделений, а также их коды. Графа 3 "Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации" заполняется в строгом соответствии с наименованиями должностей (профессий), работников, предусмотренных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Такая необходимость вызвана тем, что с выполнением работ по определенным должностям, профессиям и специальностям связано предоставление работникам преимуществ, компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В частности, от наименования должностей педагогических работников зависит продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска, право на досрочную трудовую пенсию, продолжительность рабочего времени и т. д.

При установлении штатного расписания необходимо обращать внимание на то, что отдельные наименования должностей работников согласно квалификационным характеристикам могут предусматриваться только в определенных типах образовательных учреждений. К примеру, должность руководителя физического воспитания может устанавливаться только в образовательных учреждениях (подразделениях) начального и/или среднего профессионального образования и не должна предусматриваться в ДОУ, что во многих случаях встречается в штатных расписаниях этих учреждений. Для осуществления физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками в ДОУ, в т. ч. по обучению их плаванию в бассейнах, могут предусматриваться должности инструкторов по физкультуре.

Графа 4 называется "Количество штатных единиц". При ее заполнении количество штатных единиц по тем должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству, указывается в соответствующих долях, например: 0,25; 0,5; 0,75. Здесь же можно указать вакантные должности, поскольку принимать новых работников в дошкольное учреждение можно только на имеющиеся в штатном расписании должности, которые никем не заняты. В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." указываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы (тарифные ставки) по должностям (профессиям), являющиеся фиксированными размерами оплаты труда работников за исполнение ими должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц либо за определенную норму часов педагогической работы за ставку заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

В графах 6–8 (9) указываются стимулирующие и компенсационные выплаты (надбавки, доплаты) к окладам (ставкам), установленные законодательством (например, "северные" надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению учреждения (например, связанные с режимом или условиями труда). В случае если работодатель не имеет возможности заполнить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, то в соответствующих графах допускается указание выплат в процентах или коэффициентах. При этом проценты или коэффициенты, с помощью которых образуется новый размер оклада (ставки), в данной графе не указывается, поскольку с учетом таких процентов или коэффициентов размеры окладов (ставок) указываются в графе 5.

Если размер процентов и коэффициентов изменяется, то в соответствующих графах могут быть проставлены прочерки, а в графе 10 сделана ссылка на документ, который регулирует порядок их установления (изменения). К примеру, учитывая, что процентная надбавка работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, зависит от продолжительности "северного" стажа, в графе 10 следует сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление процентных надбавок к заработной плате работников учреждений таких регионов. В унифицированной форме штатного расписания не могут отражаться премии и иные стимулирующие выплаты, имеющие переменный характер, определение которых осуществляется по результатам работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


В соответствии с Положением о Департаменте образования города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года № 877-ПП, а также пунктом 2 приказа Департамента образования города Москвы от 20 января 2011 года № 64 «О признании утратившим силу приказа Московского комитета образования от 2 сентября 1996 г. № 373» приказываю:

2. Начальникам структурных подразделений Департамента образования города Москвы, начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных государственных образовательных и иных учреждений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказ возложить на заместителя руководителя Фаевскую И.К.

Методические рекомендации
по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы (далее по тексту «учреждение»), для оптимизации работы учреждений, а также эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения отнесены установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений города Москвы различных типов и видов является компетенцией органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения.

Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т-3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Как правило, штатное расписание оформляется при создании организации, в дальнейшем в него вносятся изменения.

Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений.

При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.);

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.);

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.).

При разработке штатного расписания рекомендуется указывать наименования должностей в соответствии с указанными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.

При изменении наименования должности следует помнить, что, если должность предполагает досрочное назначение пенсии, ее наименование должно соответствовать Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

В случае, если в штатном расписании имеются вакантные (не занятые конкретными работниками) должности и в ближайшее время не планируется их замещение или, наоборот, необходимо внести новые должности, производится изменение штатного расписания. Для этого издается приказ по основной деятельности "О внесении изменений в штатное расписание", в котором указывается, вводятся или упраздняются должности, а также структурное подразделение, к которому она относится, наименование должности, количество штатных единиц, оклад и надбавки. Как правило, изменения отражаются в дополнении к существующему штатному расписанию, составленному по форме N Т-3, и содержащему только сведения о вновь введенных должностях. Если же изменения многочисленны, можно составить новое штатное расписание. Количество изменений штатного расписания в течение года не ограничено правовыми нормами, его можно менять по мере необходимости.

Общий порядок составления и утверждения штатного расписания:

После одобрения руководителем учреждения проекта штатного расписания издается приказ о его утверждении за подписью руководителя. Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы (при его наличии) и главным бухгалтером. Руководитель учреждения также проставляет подпись на форме штатного расписания в верхнем правом углу рядом с графой "Утверждено" и ставит печать учреждения. В форму N Т-3 допускается вносить дополнительные графы (например, когда необходимо дополнить графу "Надбавки"), однако существующие графы удалять нельзя.

В пределах выделенных бюджетных ассигнований образовательные учреждения самостоятельны в определении соответствующего количества ставок.

Предлагаемое учреждения носит рекомендательный характер. Штатные расписания лицеев, гимназий, прогимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением), Центров образования, средних общеобразовательных школ «Школа здоровья», Центров образования «Школа здоровья», средних общеобразовательных школ «Школа надомного обучения», средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, санаторно-лесных общеобразовательных школ и других видов учреждений разрабатываются с учетом особенностей в организации образовательного процесса.

Примерное штатное расписание государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы

Наименование должностей Количество штатных единиц в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, (в зависимости от численности классов)
до 10 11-13 14-16 17-22 23-29 30 и более
Директор 1 1 1 1 1 1
Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе 0,5 1 1 1 1,5 2
Заместитель директора по воспитательной работе 0,5 1 1 1 1 1
Заместитель директора по социальной защите 0,5 1 1 1 1 1
Заместитель директора по обеспечению безопасности 0,5 1 1 1 1 1
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе - - 1 1 1 1
Заведующий хозяйством 1 - - - - -
Секретарь-машинистка (документовед) 1 - 1 1 1,5 2
Старший вожатый 0,5 - 1 1 1 2
Заведующий библиотекой 1 - 1 1 1 1
Библиотекарь 0,5 0,75 1 1 2 2 .
Секретарь учебной части 0,5 - 1 1 1,5 1,5
Социальный педагог 1 - 1 1,5 2 2
Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (слесарь-сантехник, электромонтер, столяр) 0,5 - 1 1,5 2 2
Гардеробщик 1 1 1 1,5 2 2

1. Директор учреждения самостоятельно устанавливает количество необходимых штатных единиц заместителей директора, определяет их должностные обязанности.

2. Должность заместителя директора по учебной работе устанавливается в средних общеобразовательных школах, а в начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школах - должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3. В учреждениях с числом 30 и более классов на каждые последующие 10 классов устанавливается дополнительно по 0,5 единицы заместителя директора по учебной и учебно-воспитательной работе.

4. При наличии в учреждении предпрофильной подготовки или профильного обучения может быть введено дополнительно 0,5 единицы заместителя директора.

5. В средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов (или иных учреждениях, имеющих подобные классы в количестве не менее 5-ти) дополнительно устанавливается должность заместителя директора по каждому виду углубления.

6. При наличии в учреждении лицейских, гимназических классов дополнительно устанавливается должность заместителя директора, курирующего работу классов данного вида, из расчета: до 5-ти классов - 0,5 единицы, свыше 5 классов - 1 единица.

7. В кадетских школах дополнительно устанавливается 1 единица заместителя директора по учебно-воспитательной работе (военной подготовке и профильным дисциплинам).

8. В случае необходимости может быть введена должность заместителя директора по экономическим вопросам.

9. Должность заместителя директора (по дополнительному образованию) может быть введена в учреждениях, имеющих объем 300 и более академических часов в месяц (кружки, секции, отделения).

10. Для организации экспериментальной деятельности в штатном расписании учреждения предусматривается 1 единица заместителя директора, независимо от количества реализуемых экспериментальных проектов и не более 5 единиц специалистов (наименование должности специалиста - в зависимости от направления эксперимента) на каждый уровень эксперимента.

11. В средних общеобразовательных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования дополнительно может быть введено до 10 ставок преподавателей для индивидуальной внеурочной работы.

12. Должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) вводится при условии ведения учебной нагрузки менее 5 часов в неделю - 0,5 единицы, свыше 5 часов в неделю - 1 единица.

13. Должность педагога-психолога вводится из расчета 1 единица на 10 классов.

14. Должность педагога дополнительного образования вводится из расчета нагрузки 18 часов в неделю, 15 обучающихся в группе, не более 6 часов в неделю на 1 обучающегося в следующем порядке: от 5 до 9 классов - 0,5 единицы, 10-19 классов - 1 единица, более 20 - 1,5 единицы; при наличии учебного плана могут устанавливаться дополнительные ставки педагога дополнительного образования.

15. В учреждениях, имеющих классы компенсирующего обучения, при наличии более 3-х указанных классов дополнительно вводится 1 единица педагога-психолога, 1 единица социального педагога, 1 единица учителя-дефектолога.

16. Должность учителя-логопеда устанавливается при наличии в учреждении специальной логопедической группы из расчета 1 единица на группу в 15-20 обучающихся, имеющих нарушения речи.

17. Должность старшего воспитателя (классного) устанавливается из расчета 0,25 единицы на 1 класс-группу, при условии отмены доплат за классное руководство.

18. Должности инструктора по физической культуре и инструктора по труду (при наличии мастерских) вводится в следующем порядке: до 15 классов - 0,5 единицы, 16-19 классов - 0,75 единицы, 20 и более - 1 единица.

19. Должность лаборанта устанавливается при наличии в учреждении оборудованного физического, химического, биологического кабинета, кабинета иностранного языка (лингафонное оборудование) и других кабинетов, где проводятся лабораторные работы, из расчета 1 единица на кабинет.

20. При условии самостоятельного ведения бухгалтерского учета учреждением с числом до 25-ти классов устанавливается по 1 единице главного бухгалтера, бухгалтера, экономиста и кассира, при наличии в учреждении 25 и более классов дополнительно вводится 1 единица бухгалтера.

21. При наличии в учреждении сертифицированных школьных музеев вводится по 1 единице педагога-организатора и документоведа на каждый музей.

22. При наличии оборудования для показа кино-, видео- и медиаматериалов устанавливается 1 единица техника или медиаспециалиста.

23. В учреждениях, где установлено специальное оборудование для проведения скрининг-диагностики зрения обучающихся вводится по 1 единице оператора (техника) скрининг-диагностики.

24. В учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в нем не менее 6-ти детей с ограниченными возможностями здоровья, могут быть введены следующие должности:

25. При размещении учреждения в нескольких зданиях на каждое здание вводится по 1 единице заведующего хозяйством.

26. Для работы с бесплатным фондом учебников дополнительно может быть введена должность библиотекаря из расчета: до 500 обучающихся - 0,25 единицы библиотекаря; от 500 до 700 обучающихся - 0,5 единицы библиотекаря; от 700 до 1200 обучающихся - 0,75 единицы библиотекаря; свыше 1200 обучающихся - 1 единица.

27. Должность воспитателя (для групп продленного дня) вводится из расчета 1,2 единица на группу продленного дня, а в группах, скомплектованных из детей 6-летнего возраста - 1,25 единицы должности.

28. При наличии в учреждении групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста для всех групп кратковременного пребывания могут быть установлены следующие штатные единицы:

0,5 единицы воспитателя; 0,5 единицы помощника воспитателя; 0,25 единицы музыкального руководителя; 0,25 единицы педагога-психолога - из расчета на 1 группу;

0,25 единицы воспитателя физкультуры; 0,25 единицы старшего воспитателя; 0,25 единицы медицинской сестры - из расчета на 2 группы.

Дополнительно могут быть установлены штатные единицы для следующих видов групп кратковременного пребывания:

- «Группа развития» - 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Будущий первоклассник» - 0,25 единицы учителя-логопеда из расчета на 1 группу;

- «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» - 0,5 единицы педагога дополнительного образования из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Группа для детей с отклонениями в развитии» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Особый ребенок» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии; 0,25 единицы медицинской сестры ЛФК - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна).

29. В учреждениях, имеющих структурные подразделения Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников могут быть введены дополнительно: заместитель директора по оздоровительной работе - 1 единица; врач-педиатр - 1 единица; старшая медицинская сестра - 1 единица; программист - 1 единица; инструктор-методист ЛФК - 0,25 единицы на 1 класс; классный воспитатель - по 0,5 единицы на класс-группу с учетом работы учреждения в режиме полного дня; по 1 единице социального педагога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога, специалиста-консультанта.

30. В учреждениях, работающих в режиме полного дня могут быть введены следующие дополнительные штатные единицы:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 0,5 единицы (до 15 групп), 1 единица (свыше 15 групп);

Воспитатель - количество ставок определяется количеством классов - групп;

До 5 единиц для проведения спортивно-оздоровительной работы (тренер, тренер-преподаватель).

Дополнительные единицы технического персонала устанавливаются исходя из 2-х сменной работы учреждения, из расчета 1 единица на 500 кв.м.

Должности шеф-повара, повара, кладовщика, подсобного рабочего, бухгалтера могут быть введены только при условии приготовления пищи непосредственно в учреждении.

31. В учреждениях, в случае необходимости, могут быть введены следующие должности:

Лаборант по подготовке спортивных площадок и залов для занятий физкультурой (оснащенных спортивными снарядами и оборудованием) из расчета 1 единица на 1 учреждение (при наличии нескольких спортивных залов устанавливается дополнительно соответствующее количество лаборантов);

обслуживающий персонал (по нормативу) при увеличении продолжительности работы спортивных залов.

32. В случае организации в учреждении «Школы русского языка» могут быть введены следующие ставки:

Учитель русского языка как иностранного - по количеству групп - (но не более 6 единиц);

Воспитатель (для групп продленного дня) 1 единица на 2 группы, но не более 3 единиц;

33. В учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при открытии консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, могут быть введены следующие дополнительные ставки: старший воспитатель - 0,5 единицы; педагог-психолог - 0,25 единицы; учитель-логопед - -0,25 единицы; старшая медицинская сестра - 0,25 единицы.

34. При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования может быть введена 1 единица инженера.

35. В целях информационного обеспечения в учреждении могут быть введены следующие должности:

Наименование должностей Количество штатных единиц в зависимости от численности обучающихся
до 350 чел. 350-500 чел. Свыше 500 чел.
Заместитель директора (по информатизации) 1 1 1
Методист - 1 1,5
Наименование должностей Количество штатных единиц в зависимости от количества компьютеров
до 15 15-30 31-50 Свыше 50
техник - 1 1 1
лаборант 1 1 2 2
медиаспециалист - 0,5 1 1,5
документовед 0,5 1 1 1
Инженер - - 1 1
Системный администратор Должность вводится при наличии локальной и (или) телекоммуникационной сети с выходом учреждения в Интернет

В учреждениях, где установлено более 200 компьютеров, вышеперечисленные штатные единицы устанавливаются в пропорциональном соотношении, а также могут быть уменьшены с учетом наличия договора на обслуживание с окружным или городским информационно-аналитическим центром (кроме должности заместителя директора (по информатизации).

36. При наличии в учреждении дошкольного отделения, подразделения дополнительного образования, бассейна, межшкольного стадиона, школьной типографии, автотранспортного подразделения и других структурных подразделений могут быть установлены дополнительные штатные единицы по соответствующим примерным штатам подразделений или выделяются дополнительные ставки в соответствии с квалификационными характеристиками по должностям культуры, спорта, здравоохранения и других.

37. Штатные расписания средних общеобразовательных школ «Школ надомного обучения» рассчитываются, исходя из количества обучающихся, занимающихся по классно-урочной, групповой и индивидуальной формам обучения.

Должность педагога-психолога - из расчета 1 единица на учреждение, при специфических целях учреждения и с учетом характера проблем детей возможно введение дополнительных единиц педагога- психолога, но не более, чем 1 единица на 50 учащихся.

Должность учителя-логопеда - 1 единица на 16 человек (2 класса) детей с нарушением речи.

Учитель-дефектолог - 1 единица на 2 группы детей с нарушением слуха, интеллекта, речи.

Должность старшего (классного) воспитателя - из расчета 0,5 единицы на 1 класс, при условии отмены доплат за классное руководство.

Социальный педагог - из расчета 1 единица на 8 классов.

При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования возможно введение в штатное расписание дополнительных ставок специалистов.

В средних общеобразовательных школах «Школа надомного обучения» при наличии групп продленного дня дополнительно могут быть введены должности гардеробщиков из расчета 0,5 единицы должности на гардероб. Общее число гардеробщиков не должно превышать 3-х единиц. Должности гардеробщиков вводятся при наличии оборудованных гардеробов.

Должности медицинских работников могут быть введены в следующем порядке:

врач - 0,5 единицы на учреждение, медицинская сестра - 1 единица, инструктор ЛФК - до 13 классов - 1 единица, от 14 классов - 2 единицы.

38. Должность инженера по охране труда устанавливается из расчета: до 50-ти работающих - 0,5 единицы, свыше 50-ти работающих -1 единица.

39. В учреждениях-новостройках, при наличии лифтов, устанавливается по 1 единице лифтера на лифт.

40. В учреждениях, оборудованных современным технологическим оборудованием, может быть введена должность инженера по зданию.

41. В штатных расписаниях специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением) предусматриваются 2 единицы воспитателя, 2 единицы учителя трудового обучения на каждый класс (группу). Должности учителя-логопеда, учителя-дефектолога - из расчета по 1 единице на каждые 15-20 воспитанников с нарушениями речи, педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 единице на каждые 25 воспитанников), психотерапевта - 2 единицы на учреждение.

42. Должности рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования на отопительный сезон устанавливаются в следующем порядке:

При наличии центрального отопления - 1 единица рабочего по обслуживанию зданий в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв.м. - 5 единиц в смену в каждой котельной;

При газовом отоплении - 1 единица в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - 2 единицы в смену, - при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, - 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - 1 единица указанного рабочего в смену.

Из общего числа указанных должностей на круглый год устанавливается 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

Должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений устанавливается в штатных расписаниях учреждений в случае отсутствия договора на обслуживание.

При наличии в учреждении 2-х и более самостоятельных зданий, в штатное расписание могут вводиться дополнительные единицы по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

43. Должность гардеробщика устанавливается при наличии в учреждении оборудованных гардеробов из расчета 2 единицы на гардероб.

В учреждениях, в которых проводятся занятия с обучающимися во вторую смену или при наличии групп продленного дня дополнительно вводятся должности гардеробщика из расчета 0,5 единицы на гардероб, но не более 3 единиц на здание. Должности гардеробщиков устанавливаются при наличии в школе оборудованных гардеробов.

44. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (уборщицы) вводится из расчета 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, но не менее 0,5 единицы на учреждение.

Для уборки помещений, используемых под занятия с детьми во вторую половину дня, в том числе: занятия обучающихся во вторую смену, работа групп продленного дня, проведение учебных занятий по дополнительному образованию дополнительно могут быть установлены должности уборщика служебных помещений из расчета: в учреждениях, работающих в 2 смены - 0,25 единицы на каждые 250 кв.м., а в школах, имеющих группы продленного дня, - 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, используемой обучающимися этих смен и группами продленного дня.

45. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (дворника) устанавливается в соответствии со следующими нормами убираемой площади (но не менее 1 единицы на учреждение):

При ручной уборке территорий в теплый период года (с апреля по октябрь включительно - 213 дней)

При ручной уборке территорий в холодный период года (с ноября по март включительно - 152 дня)

Виды покрытия Нормы на одного дворника, кв.м.
Усовершенствованное покрытие 900

46. При наличии в учреждении автотранспортных средств устанавливаются ставки водителей из расчета 1 единица на 1 автотранспортное средство (при наличии техпаспортов), при количестве автотранспортных средств более 4-х может быть введена 1 единица автослесаря или механика (в случае отсутствия договора на техобслуживание в сервисном центре).

47. В учреждениях, где организован сон обучающихся, воспитанников 6- летнего возраста, при отсутствии возможности пользоваться коммунальными прачечными, устанавливается должность рабочего по стирке спец. одежды (белья) из расчета 0,25 единицы на каждый такой класс, а также должность кастелянши из расчета 0,5 единицы на учреждение.

48. Должность сторожа устанавливается в учреждениях, где нет возможности передать охрану здания на пульт вневедомственной охраны, из расчета 4,3 единицы на 1 учреждение. При размещении учреждения в двух и более отдельно стоящих зданиях ставки выделяются по количеству зданий.

В учреждениях, имеющих на своем балансе межшкольные стадионы, дополнительно устанавливается 2 единицы сторожа.

49. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, а также зимний сад или рекреации с зелеными насаждениями может быть установлена 1 единица садовника.

Приказ Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г. № 166 “Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы”

Обзор документа

В штатном расписании отражается структура и штат учреждения, содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения. В штатное расписание вносятся изменения в случае, если имеются вакантные должности и в ближайшее время не планируется их замещение, а также в случае, когда необходимо внести новые должности. Образовательные учреждения самостоятельны в определении количества ставок в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Штатное расписание утверждается приказом руководителя учреждения и подписывается руководителем учреждения, руководителем кадровой службы, главным бухгалтером.

Утверждено примерное штатное расписание, которое носит рекомендательный характер.

Каждое образовательное учреждение должно иметь четкую структуру организации, уровни подчиненности. Поэтому законодательно утверждена необходимость разрабатывать штатное расписание школы на учебный год.

Его необходимо предоставлять при проверках органами трудовой и налоговой инспекций. Отсутствие документа является нарушением Закона №402-ФЗ от 06.12.11, и влечет за собой наложение административного штрафа на должностное лицо до 5 тыс. рублей, на организацию до 50 тыс. рублей.

Разработка штатного расписания в школе

Установление штатного расписания согласно пп.9 п.2 ст.32 Закона «Об образовании» относится к компетенции учреждения. Его разработка производится в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Департаментом образования. Основанием являются примерные расписания и нормы численности, подготовка которых относится к компетенции органов местной власти в области образования.

Исходя из этих норм, объемов финансирования на учебный год отдел кадров, экономист по труду заполняет форму Т-3. Это унифицированный документ, единый не только для общеобразовательных учреждений, но и для коммерческих организаций. Его форма утверждена Постановлением Госкомстата от 05.01.04 №1.

В шапке документа указывается период, на который он утверждается, для школы это 2016 – 2017 учебный год и дата, с которой действуют утвержденные нормы.

Наименования должностей в штатном расписании работников школы выбираются на основании целого перечня классификаторов и квалификационного справочника. При этом количество должностей и сама структура зависят от вида учреждения, количества классов, учащихся, применяемых учебных программ, прочего.

Для составления используют такие документы:

  • устав;
  • документ, регламентирующий структуру и штатную численность;
  • доведенные нормы численности на период;
  • типовые документы;
  • расчет окладов на месяц, смета.

Лицо, на которое возлагается составление и подготовка приказа об утверждении штатного расписания в ДОУ, должно иметь такие обязанности в должностной инструкции (в разделе выполняемых функций) и быть назначенным посредством издания приказа.

Порядок заполнения

Штатное расписание школы на 2016 - 2017 учебный год – основа для оформления и перевода сотрудников, поэтому важно соблюдать правила его заполнения. Ни одной графы исключить из формы нельзя.

Так что же необходимо указывать в каждом реквизите?

  • 1 – наименование отдела. Зачастую распределяется по категориям: административно-управленческий персонал, финансовый отдел, педагогический персонал, для обслуживания и иные;
  • 2 – код подразделения. Он устанавливается согласно порядку с целью упрощения документооборота;
  • 3 – наименование должностей и специальностей. В рамках каждого отдела они формируются в порядке старшинства от начальника к младшему сотруднику;
  • 4 – количество единиц по штату по каждой должности. Если должность предусматривает работу на полставки или четверть, то указываются доли 0,5 либо 0,25;
  • 5 – месячный оклад в рублях или тарифная ставка в зависимости от утвержденной договорами системы оплаты труда;
  • 6-8 – стимулирующие выплаты в виде премий, компенсаций, надбавок и иных доплат в соответствии с законодательством;
  • 9 – общая сумма доплат из граф с 6 по 8;
  • 10 – примечания, допустимо оставить ее не заполненной.

В документе необходимо также предусмотреть должности совместителей. Они указываются наряду с основными сотрудниками. Также при разработке особое внимание уделяется особенностям учебного процесса. Так как в школе могут потребоваться дополнительные единицы, если в ней предусмотрено углубленное изучение предметов, добавлен этнокультурный компонент, спортивная часть и прочее.

Приказ об утверждении штатного расписания в школе

Обычно штатное расписание утверждается на календарный год. Однако образовательные учреждения имеют свою специфику - для них используется учебный год. Начинается он в сентябре текущего, а заканчивается в мае-июне следующего.

Любое решение в организации принимается путем издания нормативно-правового акта, поэтому кадровое подразделение, бухгалтерия готовят приказ об утверждении штатного расписания в школе. После издания структура вступает в силу.

Нормативный акт должен содержать все стандартные реквизиты: наименование, вид документа, номер и дату, подпись руководителя. После разработки и подписания он регистрируется.

Приказ об утверждении штатного расписания 2017 года, образец:

Любые изменения в должностях или заработной плате находят отражение в документе и готовится приказ о внесении изменений. Если количество измененных позиций большое, то имеет смысл ввести новое штатное расписание, чтобы избежать ошибок.

Изменения в штатное расписание

Если необходимо добавить новые должности, изменить оклады, то вносятся изменения в штатное расписание. Как правило, для этого достаточно разработать дополнения к текущему документу, не переделывая и утверждая весь документ. Изменения формируются по форме Т-3 и содержат информацию лишь о новых должностях.

Все изменения и дополнение утверждаются приказом. В нем содержится обоснование, на основании которого произведены соответствующие изменения и их формулировка. Количество таких изменений законодательно не ограничено.

Если необходимо внести большое количество правок, то рекомендуется изложить штатное расписание в новой редакции. Для этого с учетом изменений разрабатывается новый документ и утверждается руководителем, издается приказ «об изложении штатного расписания школы в такой редакции».

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат организации. В нем содержится следующая информация: перечень структурных подразделений, должностей работников, сведения о должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы организации или учреждения. Эти данные необходимы руководителю организации для оптимизации работы, более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов. В статье мы ответим на некоторые вопросы, касающиеся штатного расписания.

Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, его форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Этот документ содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее – Указания)). Кроме того, в штатном расписании указываются по каждой должности размеры оклада (тарифной ставки), доплат и надбавок.

Бюджетное учреждение может осуществлять свою деятельность, используя различные источники финансирования, например, субсидии на выполнение государственного задания и средства, полученные от платных услуг. В связи с этим оплата труда специалистов отдельных должностей может осуществляться как за счет двух источников, так и за счет одного из них. На практике широкое применение получило составление двух, а в отдельных случаях и трех штатных расписаний для каждого источника. Правильно ли это?
Отметим, что действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено. В качестве доказательства приведем следующие аргументы.

Бюджетные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям. Системы оплаты труда таких организаций устанавливаются с учетом рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, и мнений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Так, в соответствии с п. 19 Единых рекомендаций*(1) штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. Аналогичные требования содержатся в п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее – Положение).

В пункте 35 Единых рекомендаций рекомендовано формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения.
Таким образом, поскольку действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено, в учреждении должно составляться одно штатное расписание по всем должностям вне зависимости от того, в какой деятельности занят работник.

Итак, мы выяснили, что штатное расписание является единым документом по организации. Какими нормативными актами следует руководствоваться при разработке штатного расписания? Отметим, что в целях унификации наименований профессий и должностей, а также определения объема трудовых обязанностей работника приняты следующие классификаторы:
– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (в редакции от 18.07.2007);
– Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (в редакции от 29.04.2008);
– Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (в редакции от 20.12.2003).
Кроме того, Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разъясняющий отдельные вопросы, связанные с применением указанного справочника на практике.

Для справки. Напомним, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и порядок его применения предназначены для организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

При разработке штатного расписания рекомендуем отражать наименования должностей, а также закреплять в трудовых договорах обязанности в соответствии с названными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.
При разработке штатного расписания иногда возникает вопрос: как правильно отражать количество штатных единиц в данном документе? В соответствии с Указаниями при заполнении формы штатного расписания (ф. Т-3) в графе 4 "Количество штатных единиц" отмечается предусмотренное в данной организации количество штатных единиц, в том числе неполных. Например, при необходимости приема на работу по совместительству сотрудника на должность юриста в графе 4 штатного расписания можно указать не "1", а "0,5".
Дополнительно скажем о заполнении еще некоторых строк данной формы. Так, в графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." должна быть указана в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу) в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Статья 143 ТК РФ, предусматривающая тарифную систему оплаты труда, дает основание для установления "вилки" должностных окладов, то есть указания должностного оклада по свободной должности от минимального до максимального размера. При установлении "вилки" окладов по одноименным должностям следует помнить об обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Как разъяснили чиновники Роструда в Письме от 27.04.2011 N 1111-6-1, размеры окладов по одноименным должностям в штатном расписании следует устанавливать одинаковые. Определение заработной платы работнику с высокой квалификацией может быть реализовано путем добавления к окладу надбавок и других выплат. Отметим, что стимулирующие и компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты – указываются в графах 6-8 штатного расписания.

Далее, на практике может возникнуть необходимость корректировки штатного расписания. Какие-то должности могут быть в него добавлены, а какие-то удалены. Все изменения штатного расписания вносятся приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.
Однако при изменении численности штата в сторону уменьшения следует учитывать, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с ними в силу п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан:
– в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Аналогичные разъяснения приведены в Определении КС РФ от 15.01.2008 N 201-О-П;
– предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
Нередко на практике возникают ситуации, когда учреждение меняет источник оплаты труда работника. Например, должность была перемещена в раздел должностей работников, выплата заработной платы которым финансируется за счет средств от приносящей доход деятельности. Следует ли уведомлять данного работника за два месяца о том, что произведено подобное изменение? Нужно ли вносить поправки в с ним, если размер заработной платы сотрудника остался прежним?
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие оплаты труда является обязательным для включения в . Изменение определенных сторонами условий , в том числе условия об оплате труда, допускается только по соглашению сторон, которое должно заключаться в письменной форме в силу ст. 72 ТК РФ. При этом условия оплаты труда не должны зависеть от источника формирования фонда оплаты труда (бюджетный, внебюджетный).

Исключения из этого правила составляют случаи, предусмотренные ст. 74 ТК РФ. Данная норма наделяет работодателя правом в одностороннем порядке изменить условия договора, определенные при его заключении, в связи с изменением организационных или технологических условий труда. О предстоящих изменениях, определенных сторонами , а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. Однако и в этом случае переход на иной источник формирования фонда оплаты труда сам по себе не является основанием для внесения изменений в .
В рассматриваемой ситуации принятое руководством бюджетной организации решение об изменении источника выплаты заработной платы не влияет на право работника на оплату труда равной квалификации. Поэтому какого-либо специального уведомления работников о планируемом изменении в соответствии со ст. 74 ТК РФ не требуется.

Следующий вопрос, который может возникнуть на практике, связан с сокращением отдельных единиц должностей штатного расписания. Чаще всего ликвидация каких-либо должностей вызвана недостаточностью денежных средств для оплаты труда таких специалистов. Тем не менее учреждение нуждается в их услугах при возникновении определенных ситуаций. Например, в организации случилась авария, связанная с повреждением канализационных систем. Своего сантехника в штате нет. Вправе ли в данном случае организация заключить срочный с указанным специалистом?

В силу ст. 58 ТК РФ срочный заключается тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ, например:
– на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
– на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
– для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
– для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
– с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы и др.
Однако для этого в штатном расписании организации должна быть единица данной профессии, на которую можно принять вышеуказанное лицо, иначе выплата ему заработной платы будет являться незаконной.
Например, с лицами, привлекаемыми для устранения производственной аварии, можно заключить договоры гражданско-правового характера. Для этого тоже должен быть соблюден ряд условий:
– наличие соответствующих денежных средств по соответствующей подстатье КОСГУ. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых с условием оплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Если указанные расходы заложены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то оно вправе их произвести, следовательно, и принять на себя обязательства по их оплате;
– неукоснительное соблюдение норм Закона о контрактной системе*(2).

* * *

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее:
1. Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, составляемым по утвержденной форме единым документом по организации.
2. Должности в штатном расписании необходимо отражать в соответствии с установленными классификаторами.
3. Оклады по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые. Реализация права работника получать за квалифицированный труд большую заработную плату должна быть исполнена путем установления соответствующих надбавок и выплат, предусмотренных системой оплаты труда данного учреждения.
4. При сокращении единиц штатного расписания следует учитывать требования ТК РФ, в частности предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

М. Зарипова,
эксперт журнала
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

, Предыдущая запись
Следующая запись

Читайте также: