«Химия» мозга: от нейромедиаторов до психоделиков. «Химия» мозга: от нейромедиаторов до психоделиков О курсе лекций «Химия мозга»

Вторник, 20 ноября 2018 года, 19:30–21:00, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».

Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс лекций Вячеслава Дубынина «Химия мозга».

Тема восьмой лекции: «Серотонин».

Вячеслав Альбертович Дубынин

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью - попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».

Серотонин, порой называемый «гормоном счастья», в качестве медиатора нервной системы тормозит центры отрицательных эмоций нашего мозга и борется с депрессией.

  • Вещества, нарушающие деятельность серотонина в коре больших полушарий, способны вызвать галлюцинации (ЛСД и другие наркотики-психоделики).
  • На периферии лекарственные препараты, влияющие на передачу сигналов серотонином, используются для регуляции тонуса сосудов (например, при мигренях).
  • В нервной системе серотонин, кроме того, участвует в регуляции болевой чувствительности и цикла сон-бодрствование.

Рассмотрение всех этих вопросов, а также рассказ о свойствах антидепрессантов, истории изучения алкалоидов спорыньи, специфике влияния психоделиков и других галлюциногенов на мозга человека, составляют содержание очередной лекции цикла.

О курсе лекций «Химия мозга»:

В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации - от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.

Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом. Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.

План курса:
  1. Общее строение мозга (кратко); нервные клетки, вещества, составляющие нервные клетки
  2. Электрическая активность нейронов
  3. Синапс
  4. Ацетилхолин
  5. Норадреналин
  6. Глутамат и ГАМК
  7. Дофамин
  8. Серотонин
  9. Прочие медиаторы
  10. Медиаторы, гормоны, цитокины

Стоимость билета: 600 руб. Студентам - 250 руб.; школьникам - 150 руб.

Для тех, кто не успевает или не имеет возможности прийти на лекцию, есть возможность смотреть интернет-трансляции . Стоимость трансляции 250 руб.
Для записи напишите на почту: [email protected] или можете сразу оплатить через TimePad .

Записаться на курс вы можете по почте: [email protected] (при записи на курс укажите ФИО и название курса) или через

Вторник, 2 октября 2018 года, 19:30–21:00, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».

Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс лекций Вячеслава Дубынина «Химия мозга».

Тема первой лекции: «Общее строение мозга; нервные клетки и вещества, составляющие нервные клетки».

Вячеслав Альбертович Дубынин

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ: «Верный путь к счастью - попробовать максимальное количество самых разных занятий и отыскать те, которые доставляют наибольшее удовольствие (конечно, социально одобряемое)».

Первая лекция цикла будет посвящена, прежде всего, краткому анатомическому и функциональному обзору нервной системы - от клеточного уровня до основных блоков ЦНС.

На лекции мы:

  • Познакомимся со строением нейронов и назначением их отростков.
  • Проанализируем (на примере спинного мозга) рефлекторные принципы деятельности нервной системы.
  • Последовательно «поднимемся» от стволовых структур головного мозга до коры больших полушарий. Для понимания особенностей работы мозга важно также разобраться со строением и функциями отдельной нервной клетки.
  • Мы рассмотрим, прежде всего, роль белковых молекул - ферментов, каналов, насосов, рецепторов. Только их непрерывная согласованная работа обеспечивает как само существование нервной клетки, так и ее деятельность в качестве устройства, передающего информацию.

О курсе лекций «Химия мозга»:

В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации - от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.

Параллельно будет вестись разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом. Будут рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы) и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.

План курса:
  1. Общее строение мозга (кратко); нервные клетки, вещества, составляющие нервные клетки
  2. Электрическая активность нейронов
  3. Синапс
  4. Ацетилхолин
  5. Норадреналин
  6. Глутамат и ГАМК
  7. Дофамин
  8. Серотонин
  9. Прочие медиаторы
  10. Медиаторы, гормоны, цитокины

Стоимость билета: 600 руб. Студентам - 250 руб.; школьникам - 150 руб.
Абонемент на 5 лекций - 2700 руб. (позволяет посетить любые пять лекций курса) [студенты - 1250 руб.; школьники - 750 руб.]
Абонемент на курс (10 лекций) - 5000 руб. [студенты - 2500 руб.; школьники - 1500 руб.]

Для тех, кто не успевает или не имеет возможности прийти на лекцию, есть возможность смотреть интернет-трансляции . Стоимость трансляции 250 руб.
Для записи напишите на почту: [email protected] или можете сразу оплатить через



«Chemistry» of brain: from neurotransmitters to psychedelics
Трудоемкость: 24 аудиторных часа (12 лекций).
Форма отчетности – зачет.
Лектор: Дубынин Вячеслав Альбертович, д.б.н., профессор каф. физиологии человека и животных Биологического ф-та МГУ
Ответственный за МФК: Дубынин Вячеслав Альбертович, [email protected]

Аннотация

Авторский межфакультетский курс является продолжением МФК «Мозг и потребности человека», прочитанного осенью 2015 года (http://media.msu.ru/?cat=373 ; привлек внимание более 300 слушателей). В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации – от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики. Параллельно будет продолжен разговор об общих принципах функционирования нашего организма, различных нейро- и психопатологиях, воздействии на работу мозга гормонов, иммунной системы и многом другом. Большинство лекций курса посвящено способности нейромедиаторов не только определять психическое состояние человека, но также влиять на судьбы групп людей и целых государств. Будут рассмотрены:

  • ацетилхолин: первый из открытых нейромедиаторов, благодаря которому сокращаются наши мышцы, нормализуется работа внутренних органов и головного мозга; на ацетилхолин похож никотин, на примере которого будут рассмотрены механизмы формирования наркотической зависимости;
  • норадреналин: медиатор стресса и азарта; он заставляет сердце биться сильнее в предчувствии беды или драки, способствует сохранению памяти о победах и поражениях; на его основе созданы препараты, помогающие бороться со множеством заболеваний – от гипертонии и астмы до насморка;
  • глутамат: вещество, известное как «усилитель вкуса», одновременно является главным нейромедиатором нашего мозга; с помощью глутамата работают центры памяти и передается информация от органов чувств, а его избыток губит нервные клетки (эпилепсия, болезнь Альцгеймера);
  • ГАМК (гамма-аминомасляная кислота): нейромедиатор, блокирующий лишние информационные потоки, обеспечивающий наше внимание и двигательный контроль; похожие на ГАМК препараты способны успокоить и усыпить, но они же при передозировке останавливают дыхание;
  • дофамин: отвечает за многие типы положительных эмоций; именно его действие имитируют кокаин и амфетамины – опаснейшие наркотики; чрезмерная активность дофамина в мозге способна провоцировать шизофрению и мании, для сдерживания которых изобретены нейролептики;
  • серотонин: вещество, порой называемое «гормоном счастья», на самом деле тормозит центры отрицательных эмоций и борется с депрессией; препараты, нарушающие работу серотонина в мозге, способны вызвать галлюцинации (ЛСД и другие наркотики-психоделики);
  • опиоидные пептиды: эффективно контролируют боль и положительные эмоции; вещества, похожие на них (морфин, героин), являются самыми мощными анальгетиками и самыми «желанными» наркотиками, вызывая сильнейшую эйфорию и почти мгновенное привыкание;
  • аденозин: вырабатывается при утомлении, и его появление интерпретируется мозгом как сигнал усталости; действию аденозина на нервные клетки мешает кофеин – самый употребляемый человечеством психотропный препарат; и т.д.

Особая лекция цикла будет посвящена алкоголю (этиловому спирту). Хотя он и не является медиатором, действие этилового спирта на мозг опосредуют ГАМК и дофамин, они же отвечают за формирование алкогольной зависимости. Будут рассмотрены причины индивидуальной реакции на алкоголь, непереносимость алкоголя и т.д.

Вопросы к зачету

  1. Зачем нашему мозгу углеводы и липиды? Каковы особенности их функций в нервной системе?
  2. Какие функции выполняют в нервной системе белки (ферменты, транспортные, рецепторные и т.д.)?
  3. Опишите общее строение нервной клетки и функции ее отростков. Каковы функции нейроглиальных клеток?
  4. Что такое потенциал покоя (ПП)? За счет каких процессов он возникает и чему обычно равен?
  5. Какие растительные токсины способны «разрядить» ПП? Как они это делают и к чему это приводит?
  6. Что такое потенциал действия (ПД)? Какие ионы определяют запуск ПД и возврат к уровню ПП?
  7. Какие препараты способны заблокировать ПД? Как они это делают и к чему это приводит?
  8. Как распространяется ПД по нервной клетке? Почему это происходит так медленно и какие факторы ускоряют этот процесс?
  9. Синапс: общее строение, разнообразие и принципы функционирования. Что такое нейромедиаторы?
  10. Каким образом ПД запускает выброс нейромедиатора в синапсе? Ключевая роль ионов кальция.
  11. Влияние ионов магния, ботулотоксина («ботокс») и токсина паука каракурта на функционирование синапса.
  12. Принципы воздействия нейромедиатора на рецепторный белок; запуск возбуждения либо торможения следующей клетки.
  13. Быстрый (ионотропный) и медленный (метаботропный) типы белков-рецепторов; представление о молекулах – вторичных посредниках.
  14. Зачем нужно инактивировать нейромедиатор после его воздействия на рецептор? Как это происходит?
  15. Агонисты и антагонисты рецепторов к нейромедиаторам: общий принцип действия и практическое применение.
  16. Ацетилхолин как главный медиатор периферической нервной системы; разнообразие рецепторов к ацетилхолину.
  17. Ацетилхолин и нервно-мышечные синапсы (управление сокращениями скелетных мышц).
  18. Ацетилхолин и парасимпатическая система организма человека; пути и способы управления работой внутренних органов.
  19. Никотин, его физиологическая активность, механизмы формирования привыкания и зависимости.
  20. Инактивация ацетилхолина и ее практические приложения (от инсектицидов до лекарственных препаратов).
  21. Норадреналин как медиатор симпатической нервной системы и головного мозга; разнообразие типов рецепторов.
  22. Норадреналин, адреналин и стресс: реакции внутренних органов и центральной нервной системы (эмоции, память и др.).
  23. Агонисты и антагонисты рецепторов норадреналина как важнейшие группы лекарственных препаратов (гипертония, астма и др.).
  24. Глутаминовая кислота (глутамат) как «усилитель вкуса» и главный возбуждающий медиатор ЦНС; разнообразие типов рецепторов.
  25. ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) – главный тормозный медиатор ЦНС; разнообразие типов рецепторов.
  26. Нарушение баланса глутамата и ГАМК – важнейшая причина нейропатологий; генез и лечение эпилепсии.
  27. Эффекты растительных ядов-конвульсантов. Нейротоксическое действие избыточной активности глутамата.
  28. Болезнь Альцгеймера: причины, следствия и попытки коррекции; роль глутамата и ацетилхолина.
  29. Как вызвать сон и наркоз: роль агонистов рецепторов ГАМК и антагонистов рецепторов глутамата.
  30. Повышенная тревожность: причины и следствия; препараты-транквилизаторы (анксиолитики) и проблемы их применения.
  31. Ноотропное действие ГАМК и ее производных; синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  32. Дофамин как медиатор ЦНС, основные функции, связь с генерацией положительных эмоций; рецепторы дофамина.
  33. Дофамин и движения; роль черной субстанции среднего мозга. Паркинсонизм: причины, следствия и попытки коррекции (L-ДОФА).
  34. Дофамин и обработка информации в коре больших полушарий. Шизофрения и препараты-нейролептики.
  35. Дофамин и центры потребностей головного мозга. Маниакальные состояния, лоботомия и нейролептики.
  36. Дофамин и психомоторные стимуляторы (история амфетаминов; амфетамины как наркотические препараты).
  37. Наркотическое действие кокаина: механизмы, история вопроса, формирование привыкания и зависимости, последствия и лечение.
  38. Серотонин как гормон и нейромедиатор; разнообразие рецепторов и периферические эффекты (мигрени и др.).
  39. Разнообразие функций серотонина в ЦНС: контроль сна и бодрствования, болевой чувствительности, уровня отрицательных эмоций; роль ядер шва.
  40. Депрессии: причины, следствия, коррекция. Разнообразие антидепрессантов; ключевая роль серотонина.
  41. Серотонин и наркотики-психоделики. ЛСД: история вопроса, механизмы действия и последствия применения.
  42. Разнообразие наркотиков-галлюциногенов. Экстази: механизмы действия и последствия применения. Спайсы и их опасность.
  43. Нейромедиаторы-пептиды: разнообразие структуры и эффектов. Основные группы. Вещество Р.
  44. Нейромедиаторы-пептиды: особенности и перспективы фармакологического применения; ноотропная активность.
  45. Опиоидные пептиды (эндорфины и энкефалины): разнообразие рецепторов и разнообразие функций.
  46. Морфин и его производные как обезболивающие препараты: специфика применения; другие группы анальгетиков.
  47. Опиоиды как наркотики. Опиум, морфин, героин: история вопроса, формирование привыкания и зависимости, последствия и лечение.
  48. Аденозин как медиатор нервной системы (сигнал об утомлении) Механизмы действия кофеина и родственных соединений.
  49. Глицин как вспомогательный тормозный медиатор ЦНС. Лечебное действие глицина. Стрихнин как яд-конвульсант.
  50. Гистамин как гормон и нейромедиатор. Антигистаминные препараты: аллергия и действие на ЦНС.
  51. Анандамид как один из нейромедиаторов (основные функции). Эффекты каннабиноидов – агонистов рецепторов анандамида.
  52. Факторы роста нервов: их значение для формирования и функционирования мозга, ноотропное и нейротрофическое действие.
  53. Алкоголь (этиловый спирт): механизмы действия на организма человека (в том числе – на нервную систему).
  54. Формирование алкогольной зависимости; последствия и лечение; алкоголизм как медико-социальная проблема.
  55. Разнообразие наркоманий: сводная классификация; наркомании как медико-социальная проблема.
  56. Разнообразие психотропных препаратов: сводная классификация. Основные группы и сферы применения.
  57. Пути, механизмы и последствия действия нервной системы на эндокринную (мозг и управление выделением гормонов).
  58. Пути, механизмы и последствия действия нервной системы на иммунную (мозг и различные типы иммунитета).
  59. Пути, механизмы и последствия действия эндокринной системы на нервную (гормоны, управляющие мозгом).
  60. Пути, механизмы и последствия действия иммунной системы на ЦНС (от регуляции в норме до рассеянного склероза).

Программа курса


  1. Лекция 1. Обзор строения и функций мозга человека. Химический и клеточный уровни его организации (это должен знать каждый).

Читайте также: