Инвестирование средств нпф. Прочие раскрытия

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений , а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

  • Важно! В 2014-2020 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты - выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы ).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии , в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала , направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии - осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года - 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.

Финансовый рынок представляет собой сложноорганизо­ванный механизм с большим количеством участников и посред­ников, которые оперируя различными финансовыми инструмен­тами, обслуживают и управляют экономическими процессами.

К важнейшим финансовым инструментам, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение финансо­вых ресурсов, следует отнести банковские кредиты, корпоратив­ные и государственные займы, частное и государственное стра­хование. Одним из важнейших сегментов финансового рынка является рынок долевых и долговых ценных бумаг. Он позволяет государству и бизнесу значительно расширить источники фи­нансирования за рамками банковских кредитов и самофинан­сирования. С другой стороны, инвесторы благодаря существова­нию фондового рынка могут вложить свои накопленные средства в различные инвестиционные организации.

Основная задача финансового рынка привлечь инвести­ции в экономику страны. Для этого необходимо создать усло­вия для мобилизации активов и эффективной трансформации накоплений в инвестиции путем установления необходимых взаимосвязей между субъектами, которые, с одной стороны, нуждаются в финансовых средствах, и субъектами, желающи­ми инвестировать избыточные средства.

Но эффективная деятельность на рынке ценных бумаг требует от инвестора профессиональной финансовой подго­товки и немалых временных затрат на принятие обоснованных инвестиционных решений.

Таким решением является коллективное инвестирование, которое дает возможность объединить денежные средства частных инвесторов и профессиональное управление актива­ми. Из всех видов коллективного инвестирования здесь будут рассмотрены паевые инвестиционные фонды и негосудар­ственные пенсионные фонды, а также их различия в плане ре­гулирования и надзора за их деятельностью со стороны госу­дарства и общественных организаций.

Регулирование и надзор в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Опыт стран с развитыми финансовыми рынками показы­вает, что фонды коллективного инвестирования развиваются в двух направлениях:

Повышение надежности для вкладчиков;

Получение более высокой доходности по сравнению с другими инвестиционными организациями.

Паевые инвестиционные фонды имеют ряд преимуществ перед другими формами коллективного инвестирования:

Размер активов ПИФов законодательно не ограничен, а это позволяет управляющему фондом собрать в профессио­нальное управление неограниченную сумму активов;

Управляющий должен публиковать проспект эмиссии паев и правила фонда, что очень привлекательно для мелких инвесторов;

Инвестиции в паевой инвестиционный фонд имеют бес­срочный характер;

Пай фонда обладает статусом ценной бумаги;

Жесткие нормативные ограничения к структуре активов повышают надежность инвестирования в паевой инвестици­онный фонд;

Суммы вознаграждения и расходы регламентированы в предельных значениях.

Поэтому на сегодняшний день ПИФы - это самая пер­спективная форма организации коллективного инвестирова­ния, которая лучше всего решает вопросы сбережения и капи­тализации средств мелких инвесторов.

Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-Ф3 определяет деятельность паевых инвестицион­ных фондов как «отношения, связанные с привлечением де­нежных средств и иного имущества путем размещения акций или путем заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты..., а также с управлением (доверительным управле­нием) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранени­ем инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом».

Паевые фонды

Основные отличия вложения средств в паевой инвестици­онный фонд от банковского вклада заключаются в следующем:

Кредитные организации, включая ПИФы, функциони­руют под строгим контролем Центробанка РФ;

Банковские вклады населения вместе с гарантиями их сохранности зависят от успешности функционирования Агентства по страхованию вкладов населения.

Для обеспечения защиты вкладов инвестора законода­тельство регулирует взаимодействия паевого инвестиционно­го фонда со всеми инфраструктурными звеньями, к которым относятся управляющая компания и все организации, в чьи обязанности входят управление и контроль за деятельностью ПИФа.

К таким инфраструктурным звеньям инвестиционного фонда относятся специализированные депозитарий и ре­гистратор, аудитор, оценщик. Очень важной формой адми­нистративно-правового регулирования деятельности ПИФа выступает лицензирование деятельности Управляющей ком­пании паевого инвестиционного фонда.

Важным моментом в регулировании деятельности паево­го инвестиционного фонда явилось разделение между различ­ными организациями функций контроля и управления фон­дом. В ведении управляющей компании находится портфель инвестиционного фонда, а надзор за имуществом и хранение активов осуществляет специализированный депозитарий. Функции управления и контроля осуществляют также специ­ализированный регистратор, аудитор и оценщик.

Специализированный депозитарий отвечает за хранение ценных бумаг фонда и осуществляет контроль за проведением операций со средствами ПИФа. Деятельность депозитария на­правлена на защиту интересов вкладчиков фонда.

Для инвесторов очень важной является функция контро­ля депозитария за деятельностью управляющей компании. Депозитарий контролирует следующие показатели:

Расчет стоимости чистых активов фонда и инвестици­онного пая;

Учет имущества паевого инвестиционного фонда;

Состав и структура ценных бумаг в имуществе фонда в соответствии с его Правилами.

В задачи специализированного регистратора входит веде­ние реестра вкладчиков, осуществление учета информации о владельцах паев, их долевое участие в фонде, регистрация всех приобретений, обмена, передачи и погашения паев. Реестр фонда представляет собой базу данных о фонде, о владельцах паев, о всех размещенных и выкупленных паях, о всей доку­ментации, отражающей движение и оформление всех паев инвестиционного фонда.

В функции аудитора входит независимая оценка отчетов управляющей компании.

Пенсионные негосударственные фонды

Если паевой инвестиционный фонд работает с имуще­ством, недвижимостью и некотируемыми ценными бумагами, то ему необходим независимый оценщик для представления независимого экспертного заключения о стоимости этих акти­вов.

Денежные средства паевого инвестиционного фонда, ко­торые были получены в результате деятельности управляю­щей компании, не становятся ее собственностью по той причине, что по законодательству предусмотрено разделение имущества пайщиков и имущества УК. Это повышает надеж­ность вложений пайщиков от возможных незаконных манипу­ляций с вложенными в паевой фонд средствами. К тому же ПИФ не является юридическим лицом и выступает как обосо­бленный имущественный комплекс, который управляется на договорной основе профессиональными менеджерами.

Управляющая компания по законодательству должна заключить договоры с аудиторскими компаниями о регуляр­ной и обязательной аудиторской проверке имущества фонда, бухгалтерской отчетности, стоимостей чистых активов и ин­вестиционного пая и законности сделок, совершенных с иму­ществом фонда. Ежегодный отчет о проведенных проверках управляющая компания должна направлять в ЦБ РФ.

Центробанк детально разработал нормативно-правовую базу деятельности паевых инвестиционных фондов, в частно­сти:

Установил государственный контроль за деятельностью ПИФов;

Создал многосторонний перекрестный контроль всех участников инвестиционной деятельности;

Узаконил разделение управления активами и их хране­ния;

Сформулировал требования к информации для инве­сторов для возможности - принятия ими грамотных решений;

Ликвидировал двойную налоговую нагрузку;

Усовершенствовал систему отчетности.

В настоящее время формирование нормативно-правовой базы деятельности паевых инвестиционных фондов в России практически завершено в полном объеме, что во многом опре­деляет растущую популярность данной формы инвестирова­ния.

В законе об обязательном пенсионном страховании от 01 января 2002 г. прописано введение накопительной части в пенсионную систему. Основным элементом накопительной части обязательной пенсионной системы служит инвестиро­вание средств, которые аккумулируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Это дает возможность защитить пенсионные накопления от инфляции и обеспечить такой доход от их размещения, который превышает внесенные страховые взносы. Именно поэтому очень важное значение имеют правила, которые должны соблюдаться при инвести­ровании пенсионных накоплений. Правила эти содержатся в Федеральных законах:

- «Об инвестировании средств для финансирования нако­пительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.02 № Ш-ФЗ;

- «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98 № 75-ФЗ.

В законе №111-ФЗ прописано, что все пенсионные нако­пления находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому он регулирует все отношения между субъектами, которые связаны с инвестированием пенсионных накоплений для осуществления выплат накопительной части страховой пенсии. Основное внимание в Законе уделяется обеспечению внутренней устойчивости системы накопительного финанси­рования пенсий и ее функционированию.

Основными субъектами, связанными с формированием и инвестированием пенсионных накоплений, являются Пенси­онный Фонд Российской Федерации, управляющие компании, специализированные депозитарии.

Участниками отношений выступают негосударственные пенсионные фонды, кредитные и иные организации, вовле­ченные в этот процесс.

По закону государственное регулирование осуществляет Министерство финансов. Контроль и надзор за инвестирова­нием пенсионных накоплений возложен на Центробанк РФ.

Законом предусматриваются меры общественного кон­троля за формированием и инвестированием пенсионных накоплений. Для этой цели создается Общественный совет. В него входят представители профсоюзов и работодателей, экс­перты рынка ценных бумаг и других общественных организа­ций и объединений.

Банком России были определены функции по норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка. К основным направлениям деятельно­сти Банка России в сфере финансовых рынков были отнесены: улучшение регулирования и надзора, уменьшение системных рисков, содействие развитию финансового рынка, правовая за­щита мелких инвесторов и акционеров.

Таким образом, Банку России были переданы полномо­чия по защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, лиц застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.

Законодательство четко устанавливает требования к субъ­ектам и другим участникам отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

В первую очередь это относится к управляющим компа­ниям и депозитариям. Они не только выбираются на конкурс­ной основе на определенный срок, но и проходят регулярные аудиторские поверки.

Передача средств в Управляющие компании значительно расширяет число потенциальных объектов инвестирования, где могут быть размещены пенсионные накопления. Это дает возможность значительно повысить доходность от инвести­рования пенсионных накоплений. В то же время для защиты этих средств от возможных потерь устанавливаются ограниче­ния по объектам инвестирования, чтобы пенсионные накопле­ния размещались только в надежные активы. К таким объек­там относятся:

  1. Государственные ценные бумаги Российской Федера­ции.
  2. Акции и облигации российских эмитентов.
  3. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в России.
  4. Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.
  5. Ценные бумаги международных финансовых органи­заций, допущенных к обращению на территории Российской Федерации.

Размещать пенсионные накопления в другие объекты ин­вестирования прямо запрещается. По законодательству Цен­тробанк РФ имеет право вводить дополнительные ограниче­ния по использованию перечисленных активов как объектов инвестирования. Например, размещать средства в российские ценные бумаги можно только в том случае, если они имеют обращение на организованном рынке ценных бумаг.

Инвестирование в ценные бумаги зарубежных эмитентов возможно только путем приобретения паев, долей, акций в индексных инвестиционных фондах. Этот способ инвестиро­вания является наиболее надежным и низкозатратным. Но даже в этом случае законодательство устанавливает серьезные ограничения по объемам средств, которые инвестируются в зарубежные активы, и жесткие требования к выбору инвести­ционных фондов.

По законодательству, пенсионные накопления в НПФ определяются как совокупность средств, находящихся в соб­ственности фонда и предназначенных для выполнения обяза­тельств перед застрахованным лицом в соответствии с догово­рами об обязательном пенсионном страховании.

К необходимым расходам на инвестирование пенсион­ных накоплений следует отнести оплату услуг Управляющих компаний, специализированного депозитария, аудиторов, страховых компаний и других участников. Оплата необходи­мых расходов Управляющей компании производится Пенси­онным Фондом с одновременной передачей средств пенсион­ных накоплений. Порядок расчетов определяется договором доверительного управления.

Законодательство регулирует основные положения и правила заключения Договоров, связанных с этими расхода­ми. Договор со специализированным депозитарием заключа­ется на 5 лет, договор доверительного управления с Управляю­щей компанией действует не более 15 лет, а с государственной управляющей компанией - не более 5 лет.

Специализированный депозитарий и управляющие ком­пании отбираются на конкурсной основе. По результатам кон­курсов выбираются один специализированный депозитарий и несколько управляющих компаний, что дает возможность выбора и создает стимулы для их более эффективной работы.

Повышение доходности от инвестирования средств пен­сионных накоплений во многом достигается за счет расши­рения списка инструментов, в которые законодательством разрешается вкладывать средства, а также проведения более активной инвестиционной политики.

Пенсионная система Российской Федерации испытывает в настоящее время значительные трудности в области раци­онального инвестирования средств пенсионного накопления. Причиной является отсутствие достаточного количества ин­струментов, которые могут гармонично подходить по всем трем параметрам: удовлетворение законодательству, обеспе­чение хорошей доходности и сохранение сформировавшегося уровня государственных пенсионных гарантий.

В то же время коллективные инвесторы НПФ должны играть более значительную роль на рынке вторичных ценных бумаг, поскольку имеют дело с «длинными деньгами», чей инвестиционный горизонт в развитых странах достигает не­скольких десятилетий. Долгосрочные инвестиции всех других игроков финансового рынка планируются на значительно бо­лее короткие сроки.

Операции с «длинными деньгами» имеют свои особен­ности. Они заключаются в долгосрочном периоде накопления денег, в консервативной политике инвестирования средств, в обеспечении надежности вложений в НПФ, в необходимости защиты интересов и прав участников фонда, которые являют­ся будущими пенсионерами.

Нормативно-правовое регулирование и контроль за дея­тельностью паевых инвестиционных фондов и негосударствен­ных пенсионных фондов в Российской Федерации определяет порядок организационно-финансовых отношений участников коллективного инвестирования и предусматривает строгий контроль за движением финансовых ресурсов, что повышает надежность и инвестиционную привлекательность рынка кол­лективных инвестиций.

ИПАТЬЕВ Иван Романович
студент, соискатель кафедры финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Пенсионные и страховые взносы, которые аккумулируют негосударственные пенсионные фонды, представляют собой ценные инвестиционные ресурсы для экономики. Негосударственные пенсионные фонды располагают достаточно большими объемами долгосрочных ресурсов, наиболее востребованных финансовым рынком. Важная социальная роль, которую играют эти ресурсы для пенсионного обеспечения населения, предопределяет особенности организации инвестиционной деятельности НПФ.

Размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений осуществляются на принципах:

  • 1) обеспечения сохранности указанных средств;
  • 2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
  • 3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
  • 4) учета надежности ценных бумаг;
  • 5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для НПФ, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
  • 6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, СД и подконтрольности им;
  • 7) профессионального управления инвестиционным процессом.

Два вида деятельности, которые осуществляют НПФ, - негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование - предопределяют специфику их инвестиций.

Совокупность средств, которые предназначены для исполнения НПФ обязательств перед участниками по пенсионным договорам составляют пенсионные резервы. А совокупность средств, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об ОПС, - пенсионные накопления.

Пенсионные резервы и пенсионные накопления размещаются в инструменты различных сегментов финансового рынка с целью получения дохода.

Обратите внимание!

НПФ может самостоятельно инвестировать пенсионные резервы, а также передать их в доверительное управление одной или нескольким УК.

Размещаются средства пенсионных резервов исключительно в целях их сохранения и прироста в интересах участников. Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Банком России.

Правила размещения пенсионных резервов и порядок контроля над их размещением устанавливает Банк России.

Перечень объектов инвестирования, в которые НПФ вправе самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, ограничен ст. 24.1 Закона «О негосударственных пенсионных фондах». К разрешенным объектам инвестирования пенсионных накоплений отнесены государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и другие объекты, предусмотренные Банком России.

Чтобы расширить перечень объектов инвестирования, НПФ организуют размещение средств пенсионных резервов через УК.

Обратите внимание!

НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений. Активы, сформированные за счет пенсионных накоплений, он обязательно передает в доверительное управление одной или нескольким УК.

Эти активы формируют инвестиционный портфель НПФ по ОПС. УК, в свою очередь, может иметь в управлении инвестиционные портфели, полученные от нескольких НПФ.

Запрещенные и разрешенные объекты, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, представлены ниже.

Разрешенные объекты инвестирования:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  • государственные ценные бумаги субъектов РФ;
  • облигации российских эмитентов, в том числе субординированные облигации;
  • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • паи паевых инвестиционных фондов, в том числе паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, перечень которых устанавливается Банком России;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  • депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;
  • иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;
  • ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации;
  • облигации иностранных эмитентов, проспект которых содержит норму или нормы о том, что доходы от размещения таких облигаций передаются российскому юридическому лицу и (или) российское юридическое лицо несет солидарную ответственность по обязательствам по таким облигациям.

Запрещенные объекты инвестирования:

  • ценные бумаги, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми фондом заключены соответствующие договоры;
  • ценные бумаги эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Обратите внимание!

Неотъемлемой частью договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов является инвестиционная декларация. В ней зафиксированы цели инвестирования, инвестиционная политика УК, перечень активов, в которые можно инвестировать средства, риски, а также требования к структуре активов. Инвестиционную стратегию при размещении пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений определяет НПФ.

К структуре инвестиционного портфеля НПФ законодательство также предъявляет требования (ст. 36.15 Закона «О негосударственных пенсионных фондах») (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Требования к структуре инвестиционного портфеля НПФ

Окончание табл. 9.1

Вид активов

Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ

Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами ([зонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария

Депозиты в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами фонда, управляющей компании

Акции одного эмитента

10% капитализации эмитента

Облигации одного эмитента (исключение: государственные ценные бумаги Российской Федерации; ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; ипотечные ценные бумаги)

40% совокупного объема облигаций эмитента в обращении

Ценные бумаги одного эмитента (исключение: государственные ценные бумаги Российской Федерации; ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; ипотечные ценные бумаги)

50% совокупного объема ценных бумаг эмитента в обращении

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях

Определяет Банк России

Ценные бумаги иностранных эмитентов

Прочие виды разрешенных активов

Определяет Банк России

Структура инвестиционного портфеля НПФ может быть определена в форме инвестиционного индекса. Расчет величины инвестиционного портфеля НПФ проводится по рыночной стоимости.

Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений должен содержать индикатор финансового рынка , применяемый для определения эффективности управления пенсионными накоплениями.

В рамках организации процесса инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ заключает договоры с УК, СД, другими субъектами и участниками отношений по НПО и О ПС.

СД контролирует, как НПФ и УК распоряжаются пенсионными резервами и пенсионными накоплениями, а также активами, в которые они размещены. Он дает НПФ и УК предварительное согласие на совершение операций с денежными средствами, ценными бумагами (исключение - сделки с ценными бумагами на организованных торгах) и другим имуществом.

Финансовый результат от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений формируется из дохода но ценным бумагам (дивиденды и проценты) и банковским депозитам, а также из чистого финансового результата от реализации активов и от изменения рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки.

На пополнение пенсионных резервов и пенсионных накоплений направляется не менее 85% дохода, полученного НПФ от их размещения, после вычета вознаграждения УК и СД.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, установленное договором, а также на возмещение разумных необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении. Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений может заключаться на срок не более 15 лет.

Оплата расходов, связанных с размещением пенсионных резервов и инвестированием пенсионных накоплений, производится, соответственно, из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Учет пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ ведет обособленно.

Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений учитываются НПФ на пенсионных счетах накопительной пенсии, а результаты от размещения средств пенсионных резервов учитываются НПФ при формировании обязательств перед вкладчиками и участниками.

Перед НПФ стоит сложная, противоречивая задача - сохранить и приумножить средства будущих пенсионеров.

Инвестиционная политика НПФ - это основные направления использования накопленных фондом финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого инвестиционного дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. Отсюда следует, что обоснование инвестиционной политики предполагает Аранжереев М. М., Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов - М.: ЭКСМО, 2006.:

Выбор стратегических целей, то есть направления инвестирования;

Формирование инвестиционных предпочтений (объектов инвестирования);

Установление инвестиционных ограничений (предельных величин количества того или иного вида активов).

Если установление ограничений является прерогативой государства или органов, осуществляющих от его имени контроль за деятельностью НПФ, то выбор инвестиционных целей и предпочтений является функцией НПФ и управляющей компанией.

Взаимоотношения между фондом и компанией регламентируются договором. Предметом договора является поручение компании действовать в качестве инвестиционного консультанта и осуществлять управление активами.

При заключении договоров между НПФ и управляющей компанией устанавливаются трастовые отношения. Компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках определяемых им требований. За свои услуги по управлению активами компании получает от НПФ соответствующие комиссионные, которые обычно составляют от 3% до 7% стоимости управляемых активов.

Решающее значение для формирования инвестиционной политики НПФ имеет обоснование стратегических целей инвестирования. Они обуславливаются, с одной стороны, общей целевой направленностью инвестиционной политики фонда, с другой фактически конъюнктурой, сложившейся на финансовом рынке и ожидаемыми тенденциями ее изменениями.

Необходимость выбора целевой направленности инвестиционной политики НПФ обусловлено тем, что разные виды активов, в которые могут быть вложены инвестиционные ресурсы НПФ, отличаются по двум альтернативным параметрам Воронцовский А.Г. Инвестиции и финансирование // Спб., Питер. - 2006. - С. 298:

Эффективность;

Надежность.

Первый из них измеряется нормой доходности от инвестиций, то есть величиной дохода на единицу вложенных средств, тогда как второй - степенью риска при размещении инвестиционных ресурсов. В этом направлении имеются три возможности для характеристики применяемых стратегий Власенко А. Формирование инвестиционного портфеля НПФ. // Пенсионные фонды. - 2001. - №4. - С.24-25.:

Венчурная стратегия, при которой делается прежде всего ставка на высокодоходные направления вложений при высоких значениях риска;

Умеренная стратегия, при которой инвестор стремится к оптимальному сочетанию доходности и надежности вложений;

Консервативная стратегия, рассчитанная на минимальный риск при приемлемых уровнях доходности инвестиций.

Если в зарубежных странах большинство НПФ предпочитает умеренную стратегию, то в России наибольшей популярностью пользуется консервативная инвестиционная стратегия. Ее выбирают 53% российских НПФ, 28% проводят венчурную стратегию и лишь 19% НПФ придерживаются умеренных позиций. Это в основном объясняется тем, что нестабильные экономические и политические условия резко сужают возможность осуществлять достаточно эффективные, но малорисковые инвестиции.

При выборе стратегических целей инвестиционного процесса, формирование инвестиционных предпочтений должны учитываться в установленные государством инвестиционные ограничения.

С целью осуществления своей деятельности фонд разрабатывает правила, которые утверждаются советом фонда. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: правила фонда - это документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договором об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда).

Правила фонда определяют основные обязанности и права фонда в отношении юридических и /или физических лиц перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, порядок ведения именных счетов, предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых взносов и осуществления выплат (пенсионные схемы).

В правилах фонда должны быть регламентированы:

1. Основания для получения негосударственной пенсии;

2. Обязательства и ответственность фонда, вкладчиков и участников;

3. Порядок ведения именных (солидарных) пенсионных счетов;

4. Порядок наследования средств, отраженных на именных (солидарных) пенсионных счетах;

5. Порядок информирования вкладчиков и участников фонда о состоянии пенсионных счетов;

6. Порядок оформления договоров по соответствующим вариантам пенсионных схем.

В каждом договоре, заключаемом между вкладчиком и фондом, определены пенсионные схемы, по которым вкладчик обязуется выплачивать пенсионные взносы. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Существует два основных типа пенсионных схем Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Некоммерческие организации в России. - 2002.- №5.: негосударственный пенсионный фонд

1. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов - пенсионная схема, в которой устанавливается размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а размеры и период выплаты негосударственной пенсии устанавливается после приобретения участником права на выплату ему пенсии, исходя из пенсионных сумм;

2. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат - пенсионная схема, в которой участникам фонда гарантируется определенный размер выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков фонда.

Требования к пенсионным схемам применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения определяются Правительством Российской Федерации.

В целях осуществления своей деятельности негосударственный пенсионный фонд производит активные и пассивные операции.

Основой пассивных операций фонда являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30 % всех поступлений. Доля взносов колеблется по разным корпорациям, предприятиями странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала заключается в том, что он формируется за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых так же, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет.

Основой активных операций является инвестирование активов в ценные бумаги. Почти 80% активов фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет фонду активно влиять на политику корпорации.

В соответствии с «Правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов» активы фондов могут быть размещены в Колобаев О.М. Размещение пенсионных резервов - инвестиционная деятельность НПФ. // Пенсия. - 2000. - №11. - с.44-48.:

Ценные бумаги Правительства Российской Федерации;

Ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Банковские вклады (депозиты);

Ценные бумаги других эмитентов;

Недвижимое имущество;

Валютные ценности;

Денежные средства на расчетном счете.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с Правилами могут быть инвестированы активы фондов, относятся облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты.

Размещение пенсионных активов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных активов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Предоставление займов и кредитов юридическим и физическим лицам;

Ложение в интеллектуальную собственность;

Существление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности;

Заключение договоров купли-продажи кроме заключаемых по перечисленным выше объектам инвестирования;

Оплата расходов по ведению дел фонда и т.п.

Понятие ликвидности означает способность пенсионных активов менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца.

Понятие доходности представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых активов в количественном выражении.

Понятие диверсификации означает необходимость вложений средств фондов в разнообразные источники доходов.

Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

Предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

Вложение в интеллектуальную собственность;

Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственой деятельности.

Активы НПФ не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта. В соответствии с действующими в России нормами инвестирования активов фондов должно отвечать следующим требованиям:

В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов;

В целях соблюдения принципов диверсификации в один объект инвестиций, кроме инвестирования в ценные бумаги Правительства Российской Федерации, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

Активы фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено установленными Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекции НПФ. При этом фонды и компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдении экономических нормативов надежности и платежеспособности, утверждаемых Инспекций. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность фондов в отношении собственных средств.

Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов фондов по формам, утверждаемым Инспекцией. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к фонду санкции в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».

Степень финансовой устойчивости и платежеспособности НПФ и компаний по управлению их активами нуждается в постоянном отслеживании и оценке с помощью особой системы показателей.

В наше время люди стараются участвовать в финансовой деятельности страны. Один из способов такого участия, главной целью которого является получение дохода, являетсяинвестирование.

Существуют различные виды инвестиционной деятельности, но есть один, который совершает любой гражданин России, хотя вполне возможно, даже не подозревает об этом.

Таким видом инвестиционных вложений является накопление пенсии для себя на основе отчислений из заработной платы. Казалось бы, все задумываются о будущем обеспечении еще с самого первого года работы, а при этом не знают, что инвестируют в свою пенсию.

И да, действительно, при данном виде накопления денежные средства «работают» - они приносят доход, который также откладывается на ваш личный счет.

Все мы знаем, что каждый из нас ежемесячно откладывает на личный пенсионный счет определенный процент от своего дохода. Постепенно сумма на счету накапливается и в будущем, собственно, и будет составлять те пенсионные выплаты, которые гражданин получает при достижении определенного возраста и опыта работы.

Все эти инвестиционные средства по закону являются собственностью Российской Федерации, но не становятся частью государственного бюджета и не могут быть задействованы в каких-либо финансовых целях, а также выступать в качестве залога при заключении каких-то финансовых сделок. Сам гражданин, который осуществляет такие инвестиционные отчисления в Пенсионные фонды, не может раньше, чем принято по закону, снять эти деньги со счета или каким-либо образом воспользоваться ими. В будущем из этих средств каждый месяц для него будет высчитываться обеспечение, а также он может при его оформлении получить единоразовое пособие.

Так как отчисление в Пенсионный фонд - своеобразное осуществление инвестиционной деятельности, то каждый может сам выбирать тот фонд, в который он будет вкладывать свои средства. При этом все граждане младше 1966 года рождения могут выбрать, с какой фирмой заключить договор по доверительному управлению своими деньгами.

Какими бывают виды накоплений и в чем заключается разница между ними

Для начала стоит указать, что страховыми представителями являются Пенсионный фонд Российской Федерации и различные другие негосударственные Пенсионные фонды. Кроме того, учитывая личную выгоду и собственные предпочтения, гражданин волен выбирать, какая из фирм будет управлять его финансами и в какую из них осуществлять инвестирование пенсионных накоплений.

Каждый гражданин, родившийся после 1966 года, может выбрать, формировать ли ему только страховую пенсию или же добавить накопительную пенсию дополнительно.

Если вы решили оформить накопительную пенсию, то в первую очередь нужно выбрать компанию, которая будет управлять вашими вкладами и совершать доверительное управление инвестированием.

Что нужно знать о фирме, управляющей вашими отчислениями

По умолчанию, если резидент Российской Федерации не подавал заявления о своем желании выбрать другую фирму по управлению вкладами, руководство на себя беретуполномоченная Пенсионным фондом Российской Федерации компания «Внешэкономбанк».

Фирма, доверительно управляющая пенсионными вкладами, может заключать договор с ПФР. В этом случае страховщиком будет выступать ПФ. Для того чтобы выбрать негосударственную, частную управленческую компанию необходимо:

  • найти ее в специальном перечне, утвержденном ПФ;
  • выбрать инвестиционный портфель, если такая услуга предоставляется фирмой;
  • подать заявление лично, по почте или в электронном формате до 31 декабря текущего года.

Если вы хотите, чтобы вашими инвестиционными средствами управлял НПФ, то для начала стоит определиться, с каким именно из них будет заключен договор. Полный перечень таких фондов можно найти на официальном сайте Центрального банка России.

Напоминаем, что ПФ является только страховщиком, а управление пенсионными инвестициями осуществляет компания, с которой у ПФ заключен договор доверительного управления.

Для того чтобы подтвердить свой выбор, также потребуется подать заявление установленного образца. Так как НПФ будет в этой ситуации выступать вашим страховщиком, то и отвечать за выплату обеспечения также будет он.

Читайте также: