Какие тарифы страховых взносов в 2018 году закреплены в НК РФ? Изменились ли тарифы в ПФР, ФСС и ФФОМС? Сохранилось ли действие пониженных тарифов страховых взносов для организаций и ИП, применяющих УСН? Приведем таблицу со ставками страховых тарифов на 2018 год.
Подход к начислению страховых взносов в 2018 году
В 2018 году страховые взносы, как и раньше, рассчитывают, исходя из:
- начислений в пользу физических лиц;
- установленных лимитов облагаемой базы;
- тарифов страховых взносов;
При этом процентная ставка тарифа напрямую зависит от суммы, облагаемой страховыми взносами.Таким образом, перед тем как привести таблицы со ставками взносов на 2018 год, прокомментируем вышеупомянутые составляющие.
Начисления в пользу «физиков»
Все работодатели в 2018 году обязаны платить взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование с выплат сотрудникам.
Страховые взносы в 2018 году требуется начислять на вознаграждения, выплачиваемые деньгами и в натуральной форме:
- сотрудникам в рамках трудовых отношений;
- руководителю организации – единственному участнику независимо от наличия трудового договора с ним;
- исполнителям по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
- исполнителям по авторским договорам.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в 2018 году, приведены в статье 422 НК РФ.
Пример
В 2018 году не изменилась облагаемая база по взносам. Чтобы рассчитать базу, надо сначала сложить все выплаты, которые относятся к объекту обложениями взносами. Перечень таких выплат перечислен в пункте 1 статьи 420 НК РФ. Например, зарплата. Отпускные.
Затем из полученного значения нужно вычесть необлагаемые выплаты. Список таких выплат смотрите в статье 422 НК РФ. Например, государственные пособия, материальная помощь в размере до 4000 руб. в год.
Лимиты и облагаемая база в 2018 году
В 2018 году предельная величины базы для начисления страховых взносов стали больше. См. « ».
База для начисления страховых взносов в 2018 году: таблица
Тарифы взносов в 2018 году: таблица
Тарифы пенсионных, медицинских и страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2018 году не изменятся (Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ). Так, если у организации или ИП нет права на применение пониженных тарифов, то в 2018 года нужно начислять взносы по основным тарифам. Они указаны в таблице:
Дополнительные тарифы на 2018 год
С зарплаты сотрудников, которые заняты во вредных и опасных условиях, работодатели платят дополнительные страховые взносы. Тарифы зависят от результатов спецоценки или их отсутствия (п. 3 ст. 428 НК РФ).Если же специальную оценку условий труда не проводили и классы условий труда по состоянию на 2018 год, то применяйте такие дополнительные тарифы.
В 2019 году страховые взносы надо рассчитывать с учетом новой предельной базы. Смотрите ставки страховых взносов на 2019 год, которые мы собрали в удобной таблице.
Страховые взносы это обязательные платежи:
- на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- обязательное социальное страхование (ОСС);
- страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС на ВНиМ);
- обязательное медицинское страхование, которые уплачивают организации с физических лиц (ОМС).
Предельная база для расчета взносов в 2019 году
В 2019 году изменилась предельная база для расчета взносов (постановление Правительства от 28.11.2018 № 1426).
Таблица 1. База для начисления страховых взносов в 2019 году
Тарифы страховых взносов в 2019 году
Тариф страхового взноса – это величина страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов (п. 1 ст. 428 НК РФ).
Таблица 2 . Тарифы страховых взносов
Вид взносов |
База для исчисления страховых взносов |
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы |
С суммы выплат свыше установленной предельной величины базы |
Обязательное пенсионное страхование |
Выплаты физическим лицам |
||
Страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
Выплаты гражданам РФ |
||
Выплаты: иностранным гражданам; лицам без гражданства, временно пребывающих в РФ* |
|||
Обязательное медицинское страхование |
Выплаты физическим лицам |
Примечание:
Как оценить, можно ли еще экономить на страховых взносах
Можно заранее оценить, есть ли возможность больше сэкономить на страховых взносах или компания уже рискует попасть в и на зарплатную комиссию. Оцените вероятность претензий и заранее запаситесь аргументами для инспекторов.
Страховые взносы от несчастных случаев
Страховые взносы от несчастных случаев рассчитываются в процентах к оплате труда в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска (федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ).
Таблица 3 . Тарифы страховых взносов от несчастных случаев
Класс профессионального риска |
Размер тарифа страхового взноса |
Пониженные ставки страховых взносов
Пониженные страховые взносы вправе применять организации и ИП на УСНО, если выполняются следующие условия:
- если они занимаются «льготным» видом деятельности.
- если доходы от «льготного» вида деятельности, составляют не менее 70% от общей суммы доходов за период;
- если доходы за налоговый период не превысили 79 млн рублей (п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ).
Таблица 4 . Ставки пониженных страховых взносов в 2019 году по выплатам в пределах предельной величины базы
Группа плательщиков страховых взносов |
ОСС на ВНиМ |
ОМС** |
||
По выплатам гражданам РФ |
По выплатам: иностранным гражданам; лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ* |
|||
|
||||
|
||||
Организации РФ, ведущие деятельность в области ИТ |
||||
Организации со статусом участников проекта «Сколково» |
||||
|
Примечание:
*Кроме иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов.
**В данном виде взносов предельная величина базы не устанавливается.
Дополнительные тарифы страховых взносов в 2019 году
Дополнительные страховые взносы устанавливаются для некоторых категорий работников по результатам специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 428 НК РФ).
Таблица 5 . Дополнительные тарифы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, если проведена спецоценка условий труда
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Допустимый |
||
Оптимальный |
Таблица 6 . Дополнительные тарифы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, если не проведена спецоценка
Ставки страховых взносов 2019 для ИП
ИП платят взносы с выплат и вознаграждений, которые начисляются в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и договоров гражданско-правового характера выполнение работ, оказание услуг (п.1 ст. 419 НК РФ). Также ИП платят обязательные страховые взносы «за себя» на ОПС и ОМС (ст. 430 НК РФ).
Таблица 7 . Фиксированные платежи по страховым взносам с ИП за себя
Вид страховых взносов |
На ОПС |
На ОМС |
Если размер дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. руб. |
||
Если размер дохода плательщика за расчетный период превышает 300 тыс. руб. |
29 354 руб. + 1,0% суммы дохода плательщика, который 300 тыс. руб. за расчетный период. |
Ключевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.10.2003 N 141-ФЗ);
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ);
Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 10.11.2003 N 135-ФЗ);
Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия делится на базовую часть, страховую часть и накопительную часть.
Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Ее размер увеличивается только для лиц, достигших 80 летнего возраста, для инвалидов III степени, а также в случае наличия иждивенцев. Базовая часть пенсии индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 года ее размер для большинства пенсионеров равен 598 рублей.
Страховая часть напрямую зависит от суммы полученных за данного гражданина пенсионных взносов, которые учитываются на так называемом «условно-накопительном счете». Данная часть пенсии подлежит ежегодной индексации (на ту же величину, что и базовая часть) с учетом уровня инфляции, размера средней заработной платы и индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. За счет именно этой части трудовой пенсии в настоящий момент должна осуществляться дифференциация выплачиваемых пенсий, так как размер отчислений зависит от уровня прежней зарплаты застрахованного лица.
Как базовая, так и страховая часть являются элементами распределительной системы: они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.
Средний размер трудовой пенсии с 1 августа 2003 года составляет 1903 рубля, средний коэффициент замещения 31,2%. Общая сумма выплаченных трудовых пенсий, согласно бюджету ПФР за 2003 год, должна была составить 729,1 млрд. рублей (или в среднем 1847 руб./чел. в месяц).
Что касается накопительной части трудовой пенсии, то ее финансирование будет осуществляться за счет определенного процента поступающих в ПФР пенсионных средств, который [процент] зависит, также как и в страховой части, от возраста работника и его годового заработка. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица», а затем инвестируются. При этом стоит отметить, что разные возрастные группы работающих в разной степени участвуют в накопительной схеме. Кроме того, «старшие возраста» (мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет.) вообще не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%. «Младшие возраста» (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме - до 6% (см. табл. 1).
Таблица 1. Общий тариф страхового взноса на финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий
Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше | Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||||
На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |||
До 100000 рублей | 14,0 % | 0,0 % | 12,0 % | 2,0 % | 8,0 % | 6,0 % |
От 100001 до 300000 рублей | 14000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 0,0 % | 12000 рублей + 6,8 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 2000 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 8000 рублей + 4,5 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 6000 рублей + 3,4 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300001 до 600000 рублей | 29800 рублей + 3,95 % с суммы превышающей 300000 рублей | 0,0 % | 25600 рублей + 3,39 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 4200 рублей + 0,56 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 17000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 12800 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей, 300000 рублей |
Свыше 600000 рублей | 41650 рублей | 0,0 % | 35770 рублей | 5880 рублей | 23780 рублей | 17870 рублей |
Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 22, п. 2, пп. 1.
Как видно из таблицы, размер накопительной части в процентном отношении весьма мал. К этому стоит добавить, что в переходный период с 2002 по 2005 годы действуют еще более низкие процентные отчисления для младших возрастов (см. табл. 2). Также на размер накопительной части трудовой пенсии влияет и регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН), из которого поступают пенсионные взносы: в случае превышения определенного размера годового заработка процентные отчисления в накопительную часть, также как и в страховую, сначала сокращаются, а затем и вовсе прекращаются.
Все это делает новую пенсионную систему очень похожей на ныне действующую, так как накопительные взносы значительно ниже, чем в других странах, использующих аналогичные схемы пенсионного обеспечения. Так, например, в Казахстане работники могут «распоряжаться» 10 % всех отчислений, польские – 7,3 %. При этом на финансирование настоящих пенсионеров поступает 15 % и 12,2 % соответственно.
О том, что установленные нормативы отчисления крайне малы говорят и эксперты Мирового банка. По их расчетам, накопительная часть в России к 2040 году составит всего лишь 5-6 % от средней зарплаты, а в структуре общей пенсии не превысит 30 %. Кроме того, после снижения базовой ставки единого социального налога норматив накопительных отчислений может также снизиться.
Все это приводит к тому, что у работников не возникает особых стимулов требовать от работодателя «белую» зарплату.
Таблица 2. Ставки страхового взноса для работников 1967 года рождения и моложе в переходный период 2002-2005 гг.
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | 2002 – 2003 годы |
|||||
На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 100000 рублей | ||||||
От 100001 до 300000 рублей | 11000 рублей + 6,21 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 3000 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 10000 рублей + 5,64 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 9000 рублей + 5,08 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 5000 рублей + 2,84 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300001 до 600000 рублей | 23420 рублей + 3,1 % с суммы превышающей 300000 рублей | 6380 рублей + 0,85 % с суммы превышающей 300000 рублей | 21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 19160 рублей + 2,54 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 10640 рублей + 1,41 % с суммы, превышающей, 300000 рублей |
Свыше 600000 рублей | 32720 рублей | 8930 рублей | 29740 рублей | 11910 рублей | 26780 рублей | 14870 рублей |
размер шрифта
ПИСЬМО ПФ РФ от 11-03-2002 МЗ-09-252186 (2019) Актуально в 2018 году
Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:
1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;
2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;
3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.
Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.
Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | 2002 - 2003 годы | 2004 год | 2005 год | 2006 год и далее | ||||
на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |||
До 100 000 рублей | 11,0 процентов | 3,0 процента | 10,0 процентов | 4,0 процента | 9,0 процентов | 5,0 процентов | 8,0 процентов | 6,0 процентов |
От 100 001 рубля до 300 000 рублей | 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей |
От 300 001 рубля до 600 000 рублей | 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 32 720 рублей | 8 930 рублей | 29 740 рублей | 11 910 рублей | 26 780 рублей | 14 870 рублей | 23 780 рублей | 17 870 рублей |
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Правительство приняло принципиальное решение и установило в начале 1992 года одинаковый для всех получателей размер трудовой пенсии в размере 342 рублей в месяц, а затем индексировало именно эту величину. Главным принципом, на котором строилось государственное регулирование пенсий в жестких макроэкономических и финансово-бюджетных условиях, являлась попытка предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. По существу лишь этот критерий лежал в основе принятия решений о частоте, форме и размерах индексационных выплат.
В 1993 году была проведена новая дифференциация пенсий в соответствии с законодательными актами, принятыми Верховным Советом России. Практически был восстановлен принцип начисления пенсий, существовавший в советское время. Однако эта попытка привела к многочисленным социальным издержкам. Так, в частности, в ущемленном положении оказались пенсионеры старых лет назначений, то есть лица второго пенсионного возраста, не имеющие возможности работать и, тем самым, пополнять свой бюджет.
В 1994 году этот недостаток попытались исправить при помощи пересчета прошлых заработков из которых исчисляется пенсия. Но повышение пенсий для лиц, имевших в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство со стороны пенсионеров, имевших более низкие заработки, но получавших в советское время пенсии в максимальном размере.
Однако гораздо более серьезный недостаток сложившейся в 1993–1994 годы системы пенсионного обеспечения в России связан с проблемой максимальной пенсии. К 1997 году максимальная пенсия не могла быть больше чем 3 минимальные пенсии, а для лиц, имевших неблагоприятные условия труда, - 3,5 минимальные пенсии. В связи с тем, что размер минимальной пенсии (без введенной Указом Президента РФ в 1995 году компенсационной выплаты) был крайне низок (в конце 1996 года составлял 26% официального прожиточного минимума пенсионера), размер максимальной пенсии был также невысок. С учетом всех возможных надбавок и льгот максимальная пенсия (без компенсационной выплаты) в тот период превышала прожиточный минимум пенсионера всего на 15%. Это привело к фактической ликвидации дифференциации трудовых пенсий последних лет назначений из-за того, что в то время практически все лица, достигающие пенсионного возраста, предъявляли справку о заработной плате, достаточной для назначения максимальной пенсии.
Дополнительной формой материальной поддержки пенсионеров стала компенсационная выплата, введенная указом Президента РФ в мае 1995 года, наибольшая (в начале 1997 года – 150 рублей в месяц, достигшая к середине 2000 года 300 рублей) для тех, кто получает пенсию в минимальном размере и наименьшая – для тех, у кого пенсия максимальная. Тем самым, фактическая минимальная пенсия была поднята до 85% прожиточного минимума пенсионера, что было положительным шагом. Однако в еще большей степени оказался уменьшенным разрыв между минимальной и максимальной пенсиями.
Низкий размер пенсии и «уравниловка» обусловили введение с 1998 года нового метода расчета государственных пенсий - исходя из индивидуального коэффициента пенсионера, по которому сумма получаемой пенсии номинально не была ограничена максимальным размером (хотя при расчете самого индивидуального коэффициента определенные ограничения применялись). Механизм расчета индивидуального коэффициента пенсионера в модифицированном виде применяется в настоящее время при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся на основе двух показателей:
1. Первый показатель рассчитывался путем деления среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную зарплату по стране за один и тот же период.
По действовавшему законодательству периоды, за которые определяется среднемесячный заработок для начисления пенсий, составляли:
для вновь назначаемых пенсий – 24 месяца работы перед обращением за пенсией или любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;
для перерассчитываемых пенсий – периоды, за который была начислена пенсия ранее.
Начиная с 1 февраля 1998 года размер среднемесячного заработка утверждался Правительством РФ по представлению Государственного комитета РФ по статистике четыре раза в год (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября). Данные о размере среднемесячного заработка по стране (с 1960 года в РСФСР, с 1991 года в Российской Федерации) публиковались Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывалось в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом, в начале введения данного механизма (в 1998 году) отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране ограничивалось размером 0,7, а затем поэтапно увеличивалось: 0,8; 0,95; 1,2.
2. Второй показатель учитывал трудовой стаж и представлял собой размер пенсии в процентах.
Размер пенсии в процентах при требуемом стаже составлял 55% (0,55).
Требуемый трудовой стаж для получения пенсии по старости был равен:
для мужчин – не менее 25 лет
для женщин – не менее 20 лет
К 55% прибавлялся 1% за каждый год, проработанный сверх необходимого. Однако суммарная величина второго показателя не могла превышать 75% (0,75).
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения первого показателя на второй:
При осуществлении расчета пенсии исходя из индивидуального коэффициента пенсионера ее размер определялся умножением индивидуального коэффициента пенсионера на размер среднемесячной заработной платы в стране, который регулярно повышался (например: 1 февраля 1998 г. – 760 р., 1 мая 1999 г. – 851 р., 1 февраля 2000 г. – 1175 р., 1 ноября 2001 г. – 1671 р.).
Но все преобразования в пенсионной системе России не позволили преодолеть проблемы, связанные с назначением пенсий и вызванные, в основном, демографическими факторами, вследствие чего в начале XXI века назрела необходимость коренных преобразований и перехода к новому этапу развития пенсионного страхования в нашей стране.